Как подключить ТМО для прогрева бетона?

Применение трансформатора ТМО-80 для прогрева бетона

ТМО-80 для прогрева бетона является неотъемлемой частью технологии по укладке цементного раствора при отрицательных температурах воздуха. Аббревиатура ТМО расшифровывается как трансформатор масляный для обогрева. Применение этого оборудования в зимний период обеспечивает получение качественных бетонных конструкций.

Способы электрического прогрева бетона

Одним из распространенных способов прогрева является электрический метод, где широко используются трансформаторы ТМО-80. Без помощи такого оборудования просто невозможно провести эту процедуру. Особенно популярны следующие методы:

  • электродный;
  • с использованием провода ПНСВ;
  • греющая опалубка.

В этих случаях применение трансформаторного оборудования просто необходимо. Благодаря тому, что эти агрегаты преобразовывают напряжение с 380 до 42 В, использование такого метода становится более безопасным.

Электродный метод

Обычно такой способ применяется при заливке вертикальных бетонных конструкций. Для этого в свежезалитый раствор по всей площади конструкции заглубляются электроды, к которым затем подключают провода, выходящие от трансформатора. Применяются следующие виды электродов:

  • струнные;
  • стержневые;
  • полосовые;
  • пластинчатые.

Струнные электроды используются для прогрева длинных и высоких конструкций, например, колонн, свай и т. д. Стержневые применяются в более сложных монолитных объектах. В этом случае чаще всего используются обрезки арматуры или катаной проволоки диаметром от 8 до 10 мм.

Электродами в виде полос проводятся обогревы разных сторон конструкций. Пластинчатые элементы закладываются между опалубкой и раствором с противоположных сторон, что позволяет прогревать весь объем бетона.

Применяется такой способ при заливке небольших изделий. Процесс прогрева происходит за счет создания между электродами, подключенных к разным фазам, электромагнитного поля.

Преимуществом такого метода является простота и быстрый монтаж необходимого оборудования. Основным недостатком являются большие энергетические затраты и невозможность использования электродов повторно.

Использование ПНСВ и греющей опалубки

Аббревиатура ПНСВ обозначает, что это провод нагревательный стальной в изоляции из винила. Перед укладкой бетона кабель закладывают в опалубку и подключают к выходу трансформатора. При подключении электрооборудования происходит нагрев этого провода, и тепло передается в жидкий раствор.

Таким образом можно прогреть до 90 м³ бетона, что является основным преимуществом этого метода. К недостаткам можно отнести довольно сложный монтаж, при котором укладка кабеля займет длительное рабочее время и потребует больших физических усилий.

При использовании греющей опалубки задействуются непосредственно ее арматурные контуры, не соприкасающиеся друг с другом. Кроме этого, по внутренней части щитов укладываются нагревательные элементы, которые вместе с арматурой подключается к разным фазам трансформатора.

Такой способ эффективен в любые зимние морозы и не требует больших затрат. Применяется в основном при заливке стандартных конструкций.

Устройство и параметры трансформатора

Этот электрический преобразователь является неотъемлемой частью прогревочной станции КТПТО-80−11-У1. Кроме него, в состав оборудования входят шкаф управления, салазки. В свою очередь, трансформатор состоит из трехниточной трехфазной обмотки и системы масляного охлаждения, в котором используется специальное масло низкой вязкости. Технические характеристики ТМО-80:

  • мощность — 80 кВА;
  • значение напряжения в ВН — 380 В;
  • напряжения на холостом ходу в СН — 55, 65, 75, 85, 95 В;
  • значение в низкой ступени трансформатора — 42 В;
  • ток при U=55—65 В равен 520 А;
  • ток при U=75—95 В равен 471 А.
  • Общий вес такого устройства составляет 665 кг, а подключение осуществляется от стационарных трехфазных распределителей или от передвижной механической электростанции.

    Техническое обслуживание и ремонт

    Для обеспечения более длительной эксплуатации этого оборудования необходимо проводить его техническое обслуживание. Проводит такие работы, как и ремонт ТМО для прогрева бетона, только подготовленный персонал. К ним относятся специалисты, обладающие допуском к обслуживанию электроустановок не менее 1 тыс. В. При осмотре агрегата уделяется внимание:

    • контактным соединениям и состоянию их затяжек;
    • качеству изоляционного материала;
    • исправности заземления;
    • уровню масла в охлаждающей системе.

    Транспортировка трансформатора на объект или обратно осуществляется только в закрепленном состоянии, чтобы избежать опрокидывание агрегата. Частой неисправностью во время эксплуатации ТМО-80 является подгорание контактов переключателей токов. Происходит это в результате переключения во время работы трансформатора, что категорически недопустимо. Замену контактов проводят по следующему алгоритму:

  • аккуратно снимают изоляторы;
  • откручивают верхнюю крышку и снимают ее;
  • сливают трансформаторное масло;
  • если контакты повреждены, то их необходимо заменить;
  • если пришла в негодность катушечная группа, то ее необходимо заменить, обратившись в специализированный сервис.
  • Иногда во время работы оборудования может появиться сильный и неравномерный шум. Его возникновение возможно из-за обрыва заземления или в результате нарушения изоляции отводов. При ремонте необходимо восстановить целостность кабеля заземления и изоляции.

    Во время работы трансформатора возможен его чрезмерный нагрев, что происходит из-за межвиткового замыкания. В этом случае необходимо устранить замыкание, произведя замену обмотки поврежденной фазы.

    При соблюдении всех условий эксплуатации трансформатор ТМО-80 безотказно может прослужить в течение нескольких десятков лет. Иногда на объектах встречаются аппараты, выпущенные еще в середине прошлого века и работающие с успехом в настоящие дни.

    Прогрев бетона в зимнее время: методы

    Строительство бетонных монолитов при минусовых температурах осложняется неравномерным застыванием смеси. Вода быстро превращается в лед, процесс гидратации останавливается, в результате прочность готовой постройки нарушается. Прогрев бетона помогает избежать этих проблем.

    Добиться необходимой температуры бетонной смеси можно пятью способами:

    1. электродным;
    2. проводом ПНСВ;
    3. электропрогревом опалубки;
    4. индукционным обогревом;
    5. инфракрасным теплом.

    Рассказываем, в каких случаях используется каждый из них.

    Электродный прогрев

    Принцип действия основывается на способности бетонного раствора проводить ток. Электроды располагают внутри и на поверхности смеси. После подключения к трансформатору образуется электрическое поле и происходит нагрев. Добиться оптимальной температуры можно изменением выходных параметров трансформатора.

  • Простота монтажа и высокий КПД;
  • Позволяет прогреть конструкцию любой толщины и формы.

  • требует проведения расчетов и долгой подготовки;
  • высокие энергозатраты (не менее 1000 кВт на 3–5 м3 смеси).

    Что нужно знать об электродном прогреве

    1. По мере схватывания бетона, его электрическое сопротивление меняется нелинейно. Чтобы избежать потери тепла и влаги, после завершения установки электродов необходимо укрыть поверхность утеплителем. Им может стать фанера с прокладкой из пенопласта, шлаковата, картон, опилки, доски и т. д. Осуществлять работы без утепляющего материала нельзя.

    2. Прогрев с помощью сварочных аппаратов не рекомендуется по ряду причин:

    • при вживлении электродов в бетон ток проходит непосредственно через раствор – отсюда вытекает опасность поражения людей и животных;
    • допустимое напряжение – 36 В, в противном случае опасность удара током становится критичной;
    • сварочный трансформатор не предназначен для таких нагрузок и быстрее изнашивается.

    3. Постоянный ток при прогреве бетона электродами использовать недопустимо: он способствует электролизу. Вода разлагается и не кристаллизируется. Застывание смеси становится невозможным.

    4. Подходят электроды четырёх видов:

    Вид электродов Описание Схема подключения
    Пластинчатые Это металлические пластины, которые помещаются с разных сторон конструкции между бетоном и опалубкой.
    Полосовые Полосы металла 20–50 мм шириной. Подходят для прогрева горизонтальных элементов – например, плит или бетона, который соприкасается с грунтом. Подключаются по очереди к разным фазам с одной стороны конструкции, либо с разных сторон аналогично пластинчатым электродам. >
    Струнные Размеры: 2–3 м в длину и 15 мм в ширину. Часто используются при прогреве колонн. Устанавливаются в центре конструкции. Электрическое поле образуется между опалубкой с токопроводящим листом и струной.
    Стержневые Подходят для конструкций сложной формы. Вставляются прутья арматуры диаметром до 15 мм, после чего их подключают к различным фазам трансформатора. Обеспечивают сквозной прогрев.

    5. Трансформатор для прогрева бетона в зимнее время должен отличаться высокой мощностью, иметь защищенный корпус, быть удобным для транспортировки и выдерживать длительную работу при минусовых температурах.


    Отправить заявку

    Прогрев бетона проводом ПНСВ

    Один из самых эффективных и безопасных способов. При прохождении тока через провод ПНСВ выделяется тепло, нагревая смесь. Расход – в среднем 60 м на 1 м3 бетона. Этот провод часто используется как напольный обогреватель в частном секторе.

  • несложно предсказать «поведение» и отрегулировать температуру, бетон нагревается постепенно, набор прочности происходит плавно;
  • существенно ускоряет процесс застывания;
  • подходит для повторного использования;
  • устойчив к возгоранию за счёт покрытия изоляцией;
  • отличается прочностью и не перегибается;
  • эффективен при экстремальных температурах;
  • устойчив к воздействию кислотной и щелочной среды.

    требует точных расчетов и подготовительных работ.

    Что нужно знать о проводе ПНСВ

    1. Укладка кабеля в холодное года должна выполняться таким образом, чтобы он не касался опалубки, земли, а также не выходил за пределы бетона. После того, как опалубка будет залита бетонной смесью, дождитесь, пока она начнет застывать, затем подключите трансформаторную подстанцию и регулируйте температуру.

    Читайте также  Чем крепить брус к бетону?

    2. Секции монтируются на одинаковом расстоянии нагревательных проводов относительно друг друга (примерно 15 см). Смесь прогреется равномерно.

    3. Закрепить провод на арматурном каркасе, вдоль которого он протянут, следует так, чтобы риски повредить его при подаче бетона в траншею отсутствовали.

    4. Температура смеси измеряется в процессе изотермического прогрева каждые два часа. Этот пункт входит в содержание технологической карты на электрообогрев нагревательными проводами монолитных конструкций.

    5. 70 В – напряжение, которым следует ограничиться при проведении работ. Поэтому при эксплуатации может потребоваться понижающий трансформатор (ПТ).

    Пример техники: Подстанция для прогрева бетона КТПТО-80
    Отправить заявку

    Электропрогрев опалубки (контактный метод)

    Этот способ предполагает изготовление опалубки, в которую заранее будут закладываться нагревательные элементы. Они отдают бетону свое тепло при нагреве и ускоряют твердение. Электропрогрев опалубки происходит снаружи, через контактную поверхность.

    Минусы: трудоемкость изготовления; низкий КПД (при заливке фундамента смесь греется лишь частично).

    Индукционный обогрев

    Применяется с армированными конструкциями. Металлические элементы, содержащиеся внутри них, станут сердечниками. Изолированный кабель выполняет роль индуктора и размещается петлями вокруг арматуры. Количество мотков провода и сечение необходимо рассчитать предварительно. Вдоль кабеля пускается переменный ток, образующий электромагнитное поле. Затем происходит нагревание армирующих элементов, от них тепло переходит к бетону, постепенно распространяясь по всей смеси.

    Расход электроэнергии достигает 150 кВт/ч на 1 кубический метр бетона.

    Плюсы: низкая цена; равномерный прогрев.

    Минусы: сложный расчет; ограниченность применения (балки, колонны и т. д.).


    Отправить заявку

    Инфракрасный подогрев

    Инфракрасные лучи нагревают поверхность непрозрачных объектов, распространяя тепло на весь объем. При применении инфракрасного подогрева бетонную конструкцию необходимо окутать прозрачной пленкой – она задержит тепло, пропустив лучи через себя. Подходит для прогрева железобетона.

    Плюсы: простота и доступность.

    Минусы: подходит только для небольших, тонких конструкций; инфракрасное тепло распространяется неравномерно.

    Инфракрасный нагреватель должен быть устойчивым к сильному ветру и способным долгое время работать без дозаправки.

    Выводы:

    1. Электродный прогрев подойдёт для раствора любой толщины и формы, но требует больших энергозатрат (около 1000 кВт на 3–5 куб. м.).
    2. Провод ПНСВ равномерно нагревает смесь и отличается безопасностью эксплуатации: кабель изолирован, температура легко регулируется.
    3. Контактный метод требует изготовления опалубки под заказ и не может обеспечить равномерный обогрев.
    4. Индукционный способ применим исключительно с армированными конструкциями.
    5. Инфракрасным теплом можно прогреть только небольшой слой бетона.

    Также в нашем интернет-магазине представлены дизельные станции для прогрева бетона. Узнать, сколько стоит оборудование с учетом скидки, можно у наших менеджеров. Стоимость доставки зависит от габаритов и массы товара.

    Технология прогрева бетонной смеси электродами

    Строительные работы в зимнее время проводятся по особой технологии. Для материалов под воздействием негативных факторов, в том числе отрицательных температур должны создаваться условия, чтобы они набирали прочность и их свойства сохранялись. Прогрев бетона электродами – это один из эффективных и недорогостоящих методов, проверенный на практике.

    1. Прогрев бетона электродами
    2. Разновидности электродов для прогрева бетона в зимнее время
    3. Технология обогрева бетонной смеси электродами
    4. Правила безопасности

    Прогрев бетона электродами

    Бетонные консистенции в составе содержат жидкость, которая имеет свойства замерзать при отрицательных температурах. Это явление приводит к деформации строительной конструкции, поэтому сроки эксплуатации и прочность снижаются. Во время набора прочности вода затвердевает, между ингредиентами замедляется реакция, в связи с этим отвердевание материала происходит неравномерно. Если воспользоваться электродами для поддержания температуры, то ситуацию можно исправить.

    Перечень преимуществ электродного обогрева:

    1. Скорость выполнения работ высокая.
    2. Простота проведения монтажа.
    3. Прочность повышается.
    4. Срок эксплуатации увеличивается.

    Для прогрева достаточно использовать один электрод.

    1. Электроэнергия затрачивается в большом объеме. Для работы необходима сила тока до 50А и понижающие трансформаторы.
    2. Покупка дополнительного электрооборудования.
    3. Высокая стоимость работ. Элементы, задействованные в технологическом цикле, остаются в бетоне.

    Стоит отметить! Несмотря на недостатки, срок эксплуатации материала увеличивается, а прочность материала повышается.

    Разновидности электродов для прогрева бетона в зимнее время

    Электроды для прогрева бетона подразделяются на три типа:

    1. Стержневые. Это арматура диаметром от 8 мм до 12 мм. В бетоне они устанавливаются с заданным шагом, предварительно рассчитанным. Ряд с края монтируется на расстоянии 3 см от опалубки. Стена или колонна будут полностью прогреты. Эти электроды используются для сложных конструкций.
    2. Пластинчатые. Они подвешиваются по разные стороны от опалубки, создается электрическое поле, прогревающее до нужной температуры бетон в течение заданного времени. Это эффективный способ, подходящий для прогрева колонн.
    3. Струнные. Располагаются вдоль оси опалубки. Используются для прогрева длинных элементов с малым сечением. Чтобы соединить провода, торчащие из опалубки, края нужно изогнуть буквой «Г». В исключительных случаях можно задействовать продольную арматуру из металлического каркаса. В этом случае потребление электроэнергии возрастает.
    4. Полосовые. Это металлические полосы шириной от 20 до 50 мм, толщиной 3 мм, укладывающиеся на залитый раствор. Этот способ прогрева применяется для заливки изделия небольшой толщины с элементами, размещенными на одной стороне строительной конструкции.

    Технология обогрева бетонной смеси электродами

    Прогрев бетона электродами происходит погружением в бетонную смесь электродов. Шаг между электродами составляет от 60 до 100 см. Расстояние определяется исходя из погодных условий и особенностей конструкции.

    Во избежание отрицательного воздействия, необходимо придерживаться требований регламентирующих документов. На основании расчетов расстояние должны быть следующим:

    1. Минимальное между рабочей арматурой – от 0,2 до 0,4 м.
    2. Между стрежнями и электродами – от 50 до 150 мм.
    3. До шва конструкции – от 100 мм.
    4. До опалубки от крайнего ряда – от 30 мм.

    При выборе режима и расчете мощности следует учесть ряд параметров:

    1. Габаритные размеры конструкции.
    2. Размеры.
    3. Марку материала.
    4. При каких условиях будет эксплуатация.

    Схемы подключения для обогрева бетона:

    1. Прогрев в два этапа с изотермической выдержкой.
    2. Нагревание с выдержкой теплоизоляционной и последующим остыванием в две стадии. Так можно выполнить подогревающую опалубку.
    3. Подогрев, выдержка и остывание бетона.

    За показателями температуры нужно следить. При +5 0 С рекомендуется начинать работу и поднимать с частотой от 8 до 15 0 каждый час. Нормативно допускаемые показатели от -55 до +75 0 С. Замеры температуры необходимо производить регулярно.

    Прогрев бетона электродами рассчитывается следующим образом:

    1. На один кубометр понадобиться 60 погонных метров провода для нагрева, с учетом площади, мощности и разновидности конструкции. От напряжения трансформаторной подстанции зависит длина секции.
    2. Узнать о расходе цемента в составе: качественных составляющих, пропорциях, погрешностях в пределах нормы.
    3. При силе тока в 14-16 Ампер провод ПНСВ нормально функционирует. Нагревательный элемент выйдет из строя на открытой площадке. Поэтому концы необходимо расположить за переделами строительной конструкции. Последние выполняются из провода АПВ, длиной от 0,5 до 1 м. Третья ступень подстанции в 75 В будет оптимальным напряжением.

    Внимание! Перед прогреванием бетона стоит разработать технологическую схему подключения прогрева бетона для данной ситуации и схему укладки элемента нагрева. Это чертеж конструкции. Как правило, провод укладывается в виде змейки, не касаясь друг друга. Точку выхода элемента нагрева на чертеже нужно обозначить. Нагрузка распределяется по фазам.

    При температуре воздуха менее 5 0 С применяется инвертор. Подключение аппарата производится по разработанной схеме.

    Правила безопасности

    Прогрев бетона электродами производится по технологии, требующей выполнения мер предосторожности:

    1. Работы следует выполнять на основании технологической документации.
    2. Напряжение должно достигать не более 380 В при прогреве грунта бетонной смести электродами и обогреве неармированного и армированного бетона снаружи; 220В при прогреве бетона электродами.
    3. Подключение электричества необходимо проводить аттестованным специалистам.
    4. Участки прогрева необходимо контролировать электромонтерам.
    5. Оголенная арматура должна быть заземлена.
    6. Перед переподключением и перемещением оборудования на другое место, необходимо проверить целостность проводки, средств защиты, провода заземления, экрана – сетки.
    7. Токоведущие части необходимо закрыть защитным кожухом.
    8. Сигнальные лампы должны быть подвешены на высоту более 2,5 метров, напряжение не должно превышать 42 В.
    9. Распредщитки, трансформаторы должны быть вне зоны перемещения транспорта и проведения работ.
    10. К распределительным щиткам необходимо обеспечить доступ.
    11. Линии проводов от ТМО к участкам прогрева выполняются из проводов, изолированных диэлектрическим материалом и укладываются над уровнем земли более 50 см.
    12. При пересечении с проездами высота прокладки электрических кабелей должна быть больше 6 метров, а в местах проходов более 3,5 метров.
    13. Электролинии в земле должны быть изолированы шлангами, а на проезжей части защищены настилами.
    14. Во влажную погоду контроль над состоянием бетонной смеси производится с учетом разницы напряжений.
    15. При окончательном монтаже схемы необходимо внимательно проверить правильность соединений, сборки и качества контактов.
    16. При подаче напряжения во влажную погоду необходимо проверить нагрузку, равномерно распределенную по фазам и ток нагрузки трансформатора (ТМО) на соответствие.
    17. Контроль за температурой прогрева осуществлять круглосуточно.
    18. При возгорании необходимо напряжение отключить.

    Внимание! Работы выполнять в спецодежде, спецобуви (в зимнее время – в теплой) и на диэлектрическом коврике. Инвертор должен быть исправен и проверен предварительно. При обнаружении неисправности, в том числе повреждения кабеля необходимо произвести отключение подачи нагрузки. Курение в местах проведения работ запрещено во избежание возникновения нештатных ситуаций. Посторонних лиц нельзя допускать в места проведения работ.

    Технология прогрева бетона в зимнее время

    Читайте также  На что можно приклеить линолеум к бетону?

    Сколько надо цемента чтобы сделать на 1 м3 бетона

    Технология приготовления бетона для декоративных работ

    Особенности расчета штукатурки на 1 м² при разной толщине слоя

    Прогрев бетона электродами (в зимнее время): технология, схема подключения, расчет

    Несколько десятилетий назад проведение строительных работ в холодную пору не представлялось возможным. Под воздействием отрицательных температур многие материалы, включая бетон, не могли набрать подходящие эксплуатационные свойства и быстро разрушались. Однако современные застройщики нашли выход из этой ситуации и стали практиковать прогрев бетона электродами.

    Для чего это нужно

    Перед изучением особенностей технологии нужно разобраться, для чего она предназначается.

    В составе всех бетонных смесей присутствует небольшой процент жидкости. А поскольку вода быстро замерзает и кристаллизуется при понижении температуры ниже нуля, это может приводить к деформационным процессам внутри материала. В результате его прочностные свойства и срок службы снижаются.

    Следующим опасным фактором является замерзание воды на этапе затвердевания. При низких температурах химическая реакция между компонентами приостанавливается, поэтому твердение выполняется неравномерно. Используя электроды для прогрева бетона, можно исключить такие неприятности и защитить материал от разрушения.

    Преимущества

    Для осуществления процедуры по нагреванию бетонов достаточно 3 специалистов. Это считается важным преимуществом, исключающим необходимость вызова целой бригады работников. Еще метод отличается высокой эффективностью, способствуя как равномерному застыванию компонентов, так и сохранению целостности конструкции.

    1. Отсутствие сложностей при самостоятельном монтаже и высокую скорость выполнения работ.
    2. Повышение прочностных свойств бетона и увеличение его эксплуатационного срока.

    Чтобы провести прогрев, часто хватает 1 электрода.

    Недостатки

    Однако, кроме плюсов, эта методика имеет и слабые стороны.

    1. Большие затраты электрической энергии. Для нормальной работы электрода требуется около 50 А, а также наличие понижающих трансформаторов. Кроме этих деталей, придется приобрести дополнительное оборудование, что сопровождается финансовыми затратами.
    2. Дороговизна. Следующим недостатком, который отталкивает строителей от применения электродов для прогрева бетона, является их высокая стоимость. Все элементы подходят только для одноразового использования, поэтому после монтажа они навсегда остаются в стяжке. Изъять их оттуда нельзя.

    Однако перечисленные минусы перекрываются увеличением срока службы и повышением прочности материала.

    Режимы прогрева электродами бетона

    Выбирая режимы прогрева бетона в зимнее время,

    1. Габариты и геометрические особенности конструкции.
    2. Марку бетона.
    3. Условия эксплуатации постройки.

    Независимо от используемого метода, необходимо следить за значениями температуры и начинать работу с +5 ℃, постепенно поднимая температуру с частотой 8-15 ℃ в час. Допустимые показатели составляют +55…+75 ℃. Чтобы не допустить отклонений, необходимо регулярно измерять температуру.

    Разрешается остывание бетона со скоростью 5-10 ℃ в час. Как и на стадии обогрева бетона, здесь нужно учитывать объем конструкции и ее назначение.

    Разновидности электролитов для прогрева бетона в зимнее время

    Электропрогрев бетона выполняется с применением разных типов электродов.

    Способы установки электродов в конструкцию

    Технология прогрева подразумевает погружение электродов в залитую смесь с шагом в 60-100 см. Точное расстояние определяется геометрическими особенностями конструкции и погодой в местности.

    Чтобы избежать отрицательного воздействия на материал, важно

    1. Минимальная дистанция между рабочими деталями — 200-400 мм.
    2. Дистанция между электродом и каркасными стержнями — 50-150 мм.
    3. Расстояние до технологического шва — от 100 мм.
    4. Расстояние до опалубки от крайнего ряда — от 30 мм.

    Если конструкция прогреваемого объекта препятствует соблюдению таких требований, электроды можно покрыть изоляционной трубкой из эбонита. После завершения работ по заливке необходимо укутать участок рубероидом, полиэтиленовой пленкой или другим теплоизолятором. Отсутствие хорошего утепления приведет к низкой эффективности электропрогрева бетона.

    Виды используемых электродов

    При прогреве бетона задействуют 3 разновидности электродов. Они разработаны для разных условий и отличаются как конструктивными особенностями, так и принципом действия. Так, стержневые модели создаются на базе армированных деталей диаметром 8-12 мм.

    Принцип работы пластинчатых моделей немного отличается. Их нужно крепить в разных частях опалубки, чтобы получить мощное электрическое поле для получения оптимальных температурных показателей при прогреве.

    Струнная разновидность востребована при прогреве колонн.

    Схема подключения электродов

    Схема соединения электродов напрямую зависит от их типа и принципа работы. Если выбраны пластины, 1 фазу нужно подключить к первому электроду, а вторую — к противоположному. Этот метод называется параллельным. Стержневые элементы подразумевают подключение первого и последнего электрода в ряду.

    Правила безопасности при электродном прогреве

    Приступая к процедуре прогрева, необходимо ознакомиться со всеми правилами и нюансами, которые помогут избежать неприятных последствий. В первую очередь важно грамотно подключать электроды к разным полюсам цепи. Если упустить этот момент и задействовать 1 фазу, результат будет нулевым.

    Необходимо заранее спроектировать расположение электродов, учитывая тот факт, что цепь замыкается только во влажной среде.

    Еще следует соблюдать интенсивность прогрева и интервал между циклами, т.к. разные марки бетона набирают прочность с различной частотой.

    Трансформаторы КТПТО — 80 (ТМО) — правильная эксплуатация

    Заказать аренду Трансформаторные рабочие подстанции семейства КТПТО (ТМО) специально были разработаны для эксплуатации под открытым небом, в условиях стройплощадки. К основным функциям КТПТО, как и большинству подобных устройств, можно отнести обеспечение трехфазного питания различного строительного электроинструмента, необходимого освещения территории стройплощадки и электропрогрева бетонного раствора, как с автоматическим так и без автоматического контроля за температурой бетона. Рабочая мощность КТПТО-80 (ТМО) – 80кВт. при напряжении 380Вт.

    Производитель трансформатора КТПТО (ТМО) гарантирует качественную работу агрегата при средних (умеренных) температурных показателях воздуха, в условиях соблюдения правил эксплуатации, а так же в избегании агрессивных сред по ГОСТ 24682-81.

    В стандартной базовой комплектации, трансформатор КТПТО-80 (ТМО — 80) представляет собой защитный электрический ящик, выполненный в брызгозащитном исполнении, с замком и уплотнителем на двери. Корпус трансформатора имеет металлические саласки для упрощения монтажа и транспортировки по территории стройплощадки.

    Электрическая автоматика, установленная в трансформаторе, имеет защиту от перегрузок как в питающей сети, так и в сети самого трансформатора. Так же имеются приборы контроля параметров тока и температуры, система охлаждения, электронное реле времени, сигнальные лампы (индикаторы) и кнопку экстренного выключения.

    1 Номинальная мощность силового трансформатора, кВ×А

    2 Номинальное напряжение на стороне ВН, В

    3 Ступени напряжения на холостом ходу на стороне СН, В

    4 Ток на стороне СН при напряжении 55-65 В, А

    5 Ток на стороне СН при напряжении 75-85-95 В, А

    6 Номинальная мощность обмотки НН
    силового трансформатора, кВ×А

    7 Номинальное напряжение на стороне НН
    силового трансформатора, В

    8 Диапазон температуры, устанавливаемой на датчике, (для КТПТО-07), °С

    Примечание. Температура электропрогрева выбирается в зависимости от температуры окружающего воздуха и вида термообработки бетона в соответствии с
    указаниями «Руководства по производству бетонных работ в зимних условиях».

    Плюсы аренды трансформатора КТПТО-80 (ТМО — 80)

    Цены на аренду КТПТО-80 для прогрева бетона

    Наименование Ед. изм. Б/у цена Аренда, цена/мес.
    Трансформатор прогрева бетона масляный КТПТО 80 шт. от 60000 р. от 15000 р.
    Трансформатор прогрева бетона сухой КТПТО 80 шт. от 50000 р. от 13000 р.
    Трансформатор прогрева бетона масляный ТМО 80 шт. от 60000 р. от 15000 р.

    Эксплуатация трансформатора КТПТО-80 (ТМО-80)

    • Проверить правильность и состояние контактных соединений. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5МОм.
    • Поставить переключатель трансформаторной подстанции в положение «1», что соответствует напряжению 55В.
    • Все автоматические выключатели выставить в положение «Выкл».
    • Подключить кабели цепи электропрогрева бетона.
    • К блоку зажимов подключить кабель питания сети.
    • Подключить термодатчик к соответствующему разъему трансформатора.
    • Подать напряжение 380В на вход трансформатора.
    • При включении трансформатора должен загореться световой индикатор.
    • Проверить работу экстренного выключателя.
    • Установить нужный режим работы трансформатора (ручной, автоматический и дистанционный).
    • С помощью встроенных вольтметра и амперметра проверить текущие показатели токов и напряжения.

    Трансформатор КТПТО (ТМО) может быть использован для прогрева бетонного монолита как в вертикальных (опалубка стен), как и в горизонтальных (опалубка перекрытий) конструкциях. Весь персонал, обслуживающий трансформатор КТПТО (ТМО) обязан пройти соответствующий инструктаж по эксплуатации и технике безопасности и должен быть обеспечен необходимыми средствами безопасности и оказания первой медицинской помощи. Лица, не имеющие отношения к работе с КТПТО (ТМО), допускаются только в сопровождении ответственных лиц. При выполнении любых ремонтных работ необходимо подсоединение переносного заземления.

    Читайте также  Как приклеить гранит к бетону?

    Методы прогрева бетона

    Обязательными компонентами бетона являются цемент и вода. Именно в результате взаимодействия между ними (процесс гидратации) получается твердая, однородная по структуре масса. Но так как работы проводятся и в холодное время года, жидкость при отрицательных температурах кристаллизуется, что ведет к замедлению и полному прекращению химической реакции. Прогрев бетона в зимнее время обеспечивает его качественное отвердевание даже при самых неблагоприятных внешних условиях. Это позволяет вести строительные работы круглогодично без снижения их качества, причем время их проведения сокращается в 5 – 10 раз.

    Особенности бетонирования зимой

    • Цемент вступает во взаимодействие только с водой, а не со льдом. Именно для ее предохранения от кристаллизации и применяется прогревание.
    • Кроме замедления процесса отвердевания, низкие температуры (или ее перепады) приводят к образованию пустот в массе раствора, что в итоге отражается на прочности.
    • Как в зимний, так и в летний период времени прогрев значительно повышает скорость отвердевания бетона, следовательно, сокращает сроки строительных работ.

    Выбирая тот или другой метод, нужно учитывать специфику местных условий: наружную температуру, марку бетона, площадь и толщину его заливки. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

    Прогрев электродами

    Этот метод применяется чаще других. Суть его состоит в том, что в разных местах залитой массы размещаются проводники электрического тока. Все они отличаются конфигурацией, размерами и материалом изготовления. Но принцип один – при прогреве электродами бетона используется тепло, которое выделяется при прохождении тока по цепи, одним из участков которой является влажный раствор. При этом они подсоединяются к разным фазам источника переменного напряжения (от 60 до 127 В).

    Следует учитывать, что для каждого конкретного случая рассчитывается своя электрическая схема, в том числе, и расстановка электродов.

    Если производилось армирование металлическим прутком, то использование напряжения более 127 В запрещено. В отдельных случаях это делается только в соответствие со специально разработанным проектом и то, на отдельных участках.

    При индивидуальном строительстве аренда трансформатора для прогрева бетона гораздо выгоднее, чем его приобретение или самостоятельное изготовление. Многие специализированные фирмы оказывают частникам такой вид услуги.

    • Стержневые применяются для участков со сложной конфигурацией, стыков, колонн, а также для периферийного прогрева объемных конструкций. В качестве проводников тока используются металлические прутки диаметром 6 – 12 мм, которые устанавливаются на определенном расстоянии друг от друга, но не ближе 30 мм от опалубки.
    • Струнные подходят для прогрева заливки, имеющей большую длину (например, колонна, свая). Стальные прутки (6 – 10 мм) укладываются заранее вдоль продольной оси формы, перпендикулярно ей. Один конец каждого загибается под прямым углом с таким расчетом, чтобы он возвышался над раствором. К нему и подключают электрический провод. Такой способ особенно эффективен для прогрева смеси под фундамент (например, плиточный), который соприкасается с промерзшим грунтом.

    Полосовые размещают или с одной, или с двух сторон «заливки». В качестве проводников тока используется сталь толщиной 3 – 4 мм и шириной 4 – 8 см. Полосы крепятся на опалубке вертикально (с шагом 25 – 35 см) так, чтобы к одному их концу можно было присоединить провод. Между ними и бетоном – прослойка из рубероида. Полосовые электроды после окончания процесса вынимаются, поэтому могут быть применены многократно. Как разновидность – пластинчатые, нашивные, плавающие. Их принцип работы одинаков – прогрев бетона энергией создаваемого электрического поля.

    Обогрев проводом

    В ж/б конструкцию укладываются проводники, которые при прохождении по ним электрического тока нагреваются, выделяя при этом тепловую энергию. На практике применяют различные варианты такого прогрева , отличающиеся рабочим напряжением, маркой используемого бетона и способом подключения нагревательного элемента. Выбор способа зависит от местных условий.

    По марке нагревающего элемента

    Наиболее популярный провод для прогрева бетона – ПНСВ сечением не менее 1,2 мм (со стальной центральной жилой). При этом выбирается рабочий ток в пределах 14 – 16 А. Это обеспечивает наиболее эффективный прогрев. Но особенность данной марки проводника в том, что при такой силе тока на открытом воздухе он перегревается и сгорает. Поэтому в местах «выхода» ПНСВ из бетона к его концам прикручиваются провода АПВ-2,5 или -4 («холодные концы») длиной от 0,5 до 1 м. Для этого можно использовать и отрезки «родного» проводника, только соединенные в параллель.

    Цена ПНСВ-1,2 составляет 1100 руб/1000 м. При необходимости повышения механической прочности схемы приобретается ПНСВ-1,4 – 1500 руб/1000 м.

    По способу включения

    Схема прогрева монолитного бетона проводом ПНСВ может быть в 1 или в 3 «нитки». В первом случае длина провода рассчитывается на необходимую силу тока (14-16 А) в зависимости от его сечения и подающегося напряжения. Во втором – отрезки скручиваются концами в одной точке (по принципу «звезды»), которая подсоединяется к источнику тока. Их длина определяется делением соответствующего значения для одинарной нити на 1,73.

    Как правило, используется трансформатор с вторичной обмоткой на 75В, реже – на 36В. Применение постоянного тока не рекомендуется, так как он оказывает ионизирующее воздействие на молекулы воды, что снижает качество конечного продукта. Должна быть предусмотрена и возможность плавной регулировки рабочего напряжения. Поэтому очень удобно осуществлять прогрев бетона сварочным аппаратом.

    Один из самых дешевых трансформаторов (производство Италия) стоит 3 199 рублей (ток – до 150 А). Часто ищут в магазинах ТМО для прогрева товарного бетона. Нужно знать, что он сам по себе в продажу не поступает. Правильное название – ТМТО-80, и этот трансформатор входит в состав станции КТПТО-80. Она выпускается в нескольких модификациях.

    КТПТО-80-У1 (отечественного производства, без автоматики) имеет вес 785 кг. Стоимость – 135 812 рублей. Трансформатор способен прогреть до 30 м 3 бетона. Аналог с автоматикой дороже – 143 600 рублей.

    Другие способы

    Особенность в «греющей» опалубке. В нее встраиваются нагревательные элементы, на которые подается напряжение. Часто используется при строительстве быстровозводимых объектов.

    Такой способ является одним из самых экономичных, так как подобные приборы отличаются низким электропотреблением. Излучатели направляются на обогреваемую поверхность, и ИК-волны в структуре бетона преобразуются в тепло. Достоинством является то, что можно осуществлять локальный прогрев отдельных участков. Но недостаток этого способа в том, что при толстом слое (при направленности излучателей на бетон) или большой площади (если греется опалубка) прогрев раствора будет неравномерным, что отражается на качестве конструкции..

    Как правило, используется при заделке стыков, изготовлении тонкостенных элементов конструкции, в процессе подготовки промерзших поверхностей к последующей заливке бетона.

    Подходит в основном для работы с колоннами, сваями. Вокруг опалубки наматывается изолированный провод, который в результате представляет собой катушку индуктивности. Пропускаемый по ней электрический ток создает ЭМ поле, которое разогревает металлические элементы конструкции – арматуру. От нее тепловая энергия передается бетону.

    Является «пассивным», причем в отличие от предыдущих методов не связан с каким-то энергопотреблением и наименее затратный. При таком способе преследуется цель сохранить температуру раствора на приемлемом для качественного застывания уровне как можно дольше. Для этого бетонную заливку «укутывают» чем-либо, чтобы снизить теплопотери. На практике чаще всего в качестве теплоизолятора применяют древесные опилки.

    При помощи пара

    Применяется, как правило, в промышленных масштабах и считается хоть и эффективным, но довольно дорогим. Смысл состоит в том, что пар пропускается или по трубам, которые заранее укладываются в будущую «конструкцию», или между двойных стенок опалубки. Следовательно, ее сооружение потребует дополнительного расхода материалов.

    Использование электрического метода прогрева для некоторых марок цемента предполагает их предварительную выдержку в условиях пониженной температуры. Для повышения качества полученного бетона и сокращения времени производства работ специалисты рекомендуют комплексный подход, то есть рациональное сочетание нескольких методик.