Какой фундамент нужен для гаража из пеноблоков?
Фундамент для гаража из пеноблоков: выбор и заливка своими руками
Гараж из пеноблоков – во всех отношениях выгодное решение. Этот материал недорог, прочен, а также позволяет быстро возвести стены и перегородки. В вопросе выбора фундамента для гаража из пеноблоков в первую очередь отталкиваются от такой характеристики материала, как его вес.
Какие виды фундаментов подойдут для гаража из пеноблоков
Пеноблок – лёгкий строительный материал, вес которого напрямую зависит от плотности. Для возведения стен гаража преимущественно используют конструкционно-теплоизоляционные блоки плотностью 600-800 кг/м 3 размером 200х300х600 мм. Такой строительный камень весит 19-22 кг, а 1 м 3 блоков – в пределах 460 кг.
Тем самым на фундамент будет оказана небольшая весовая нагрузка и основания с высокой несущей способностью не требуется. Для строительства гаража из пеноблоков подойдут следующие виды фундаментов:
- мелкозаглубленный ленточный (МЗЛ);
- плитный (если в гараже будет находиться тяжелая крупногабаритная техника);
- винтовой;
- свайный.
При выборе типа основания, помимо весовой нагрузки строения, учитывают ещё несколько параметров:
- тип грунта;
- точку промерзания грунта (ТПГ);
- уровень грунтовых вод (УГВ).
Фундамент на винтовых сваях
На подвижных почвах с преобладанием песка или супеси оптимально возводить фундамент на винтовых сваях. Эти опоры погружают ниже ТПГ на 20-30 см, благодаря чему свая прочно держится в грунте и не реагирует на его естественные или сезонные (периоды замерзания-оттаивания) подвижки.
Для монтажа фундамента на винтовых сваях не обязательна помощь дорогостоящей техники: ямобура, сваевёрта, специализированных установок. Умельцами давно разработана технология установки металлических опор своими руками. Для этой цели используют лом или металлическую трубу, которые заводят в технологические отверстия под оголовком. Вкручивают сваю усилиями нескольких человек. Количество опор высчитывают, исходя из требования: расстояние между ними должно быть не более 3-х метров.
Преимущества фундамента на винтовых сваях для гаража из пеноблока:
- Отсутствие трудозатратных и длительных по времени земляных работ.
- Скорость монтажа.
- Возможность монтажа при высоком УГВ.
- Проветриваемость нижнего перекрытия.
- Возможность установки на сваи пустотной ЖБИ плиты, что оптимально для гаража с легковой машиной). В этом случае расстояние между опорами сокращают до 2-х м.
Недостатки:
- Необходимость устройства пандуса для заезда в гараж, так как строение будет приподнято над уровнем грунта.
- При отсутствии возможности монтажа ЖБИ плиты нижнее перекрытие делают деревянным, что чревато другими недостатками и сложностями эксплуатации.
Свайный
Свайный фундамент обладает теми же плюсами и минусами, что и винтовой. Различие заключается лишь в материале, из которого изготовлены опоры, и способе их монтажа.
Для устройства свайного фундамента могут быть использованы:
- узкие и длинные ЖБИ блоки;
- металлические или асбестоцементные трубы с залитым в них бетоном;
- столбы, обственноручно изготовленные с помощью опалубки и бетона.
Опоры погружают в грунт ниже ТПГ на 20-30 см. Фиксируют в вертикальном положении с помощью забутовки и бетонирования.
Плитный
Плитный фундамент для гаража из пеноблоков можно устраивать в двух случаях:
- если в строении будет находиться грузовая техника;
- если на участке строительства пучинистый грунт и в регионе суровые климатические условия.
В первом случае плиту заглубляют по аналогии с МЗЛ: на 30-40 см. Во втором – устраивают УШП (утепленную шведскую плиту), которая одновременно является «плавающим» фундаментом, компенсирующим все подвижки грунта.
Утепление необходимо для создания благоприятных условий эксплуатации гаража и его долговечности в условиях холодного климата. Нередко такое решение принимают при строительстве гаража рядом с домом, так как наличие УШП сокращает теплопотери.
Какой фундамент лучше выбрать
Наиболее удачным выбором для строительства гаража из пеноблоков будет МЗЛ. Это распространённое решение, так как данный тип основания подходит для большинства условий на участках строительства.
Мелкозаглубленную ленту можно возводить и при высоком УГВ, но в этом случае выполняют комплекс мероприятий:
- устройство кольцевого или пристенного дренажа;
- гидроизоляцию подошвы и стен фундамента;
- гидроизоляцию нижней обвязки гаража.
Однако если есть возможность, при высоком УГВ и пучинистых грунтах рекомендуется устанавливать строения из пеноблоков на сваи. Это связано с высокой гигроскопичностью строительных камней из пенобетона. Независимо от наличия внешней отделки стен гаража, блоки будут тянуть на себя влагу, что со временем неизбежно приведёт к их разрушению. Кроме того, влажные стены не могут обеспечить качественной теплоизоляции, что скажется на условиях эксплуатации строения.
Если гараж рассчитан на две и более машины, хорошим выбором будет плитный фундамент. Основание строения одновременно будет являться его полом, что сократит расходы на благоустройство внутреннего помещения.
Мелкозаглубленный ленточный фундамент: технология возведения
Мелкозаглубленный ленточный фундамент отличается от полноценного только глубиной погружения в почву. Стандартно – это 30-40 см без учета высоты стен. Для того чтобы основание гаража безупречно прослужило много лет, нужно знать, как правильно сделать МЗЛ для строения из пеноблоков и что для этого понадобится. Избежать ошибок поможет наша пошаговая инструкция по возведению мелкозаглубленной бетонной ленты.
Подготовительные работы и разметка
В строительстве фундаментов большое значение имеет грамотная разметка. От того, как она будет сделана, зависит геометрия ленты.
Для выполнения задачи потребуются следующие данные:
- длина и ширина будущего гаража;
- толщина стен;
- наличие или отсутствие перегородок и их толщина.
Ширину фундамента рассчитывают, исходя из требования: ширина ленты должна быть больше толщины стены гаража на 100 мм. Высота мелкозаглубленного основания стандартно составляет 40-45 см.
Разметку участка удобнее выполнять с помощью таких инструментов, как лазерный дальномер и лазерный уровень (нивелир). Но эти приборы есть не у каждого хозяина. Поэтому можно воспользоваться другим способом. Для выполнения работ потребуются:
- рулетка длиной не менее 5 м;
- веревка или шпагат длиной не менее 12 м;
- колышки.
Разметка участка выполняется в несколько этапов.
Шаг 1 – Подготовка и планирование.
Определившись с местом для строительства фундамента для гаража из пеноблоков, приступают к выравниванию (планировке) почвы. Убирают крупные камни, мусор, выкорчевывают пни, срубают деревья. Все возвышенности устраняют, перенося грунт за пределы участка строительства.
Шаг 2 – Разметка.
Определяют местоположение первого колышка. Далее необходимо отмерить расстояния, соответствующие двум прилежащим стенам. Самая большая сложность в этом деле – правильно выстроить прямой угол между ними.
В этом поможет простое приспособление. Связывают между собой три отрезка верёвки с длиной 3,4 и 5 м (или 1,5 м, 2 и 2,5 м). В итоге должен получиться треугольник с соответствующими длинами сторон. С его помощью определяют направление стен под прямым углом. Отмеряют вдоль этих линий нужные расстояния и устанавливают ещё два колышка. Далее находят местоположение четвёртого.
Важно! Периметр размечают таким образом, чтобы линии между колышками составили внешнюю границу фундамента.
Материалы и инструменты для строительства МЗЛ
Для возведения мелкозаглубленной ленты потребуется бетон марки М150 или М200. Его можно заказать на заводе и заливать с помощью бетононасосов или готовить самостоятельно. Во втором варианте потребуются:
- бетоносмеситель;
- ёмкость для воды;
- портландцемент марки не ниже М400;
- карьерный (не речной) песок;
- щебень или гравий средней фракции (20х40 мм);
- пластификатор в виде недорого стирального порошка (не обязательно);
- специальные добавки в бетон для повышения его влагостойкости и морозостойкости (не обязательно).
Фундамент необходимо армировать. Для этой цели изготавливают армопояс из арматуры сечением не менее 8 мм. Прутки нужно будет резать и связывать между собой вязальной проволокой или сваривать методом газо- или электросварки. Резать арматуру можно специальными ножницами болторезами или болгаркой с диском по металлу.
Для возведения опалубки потребуются:
- пиломатериал: доски толщиной не менее 20 мм или фанера, ОСБ, мебельные щиты и любой другой аналогичного свойства материал;
- деревянные бруски для удерживания стен опалубки в вертикальном положении;
- гвозди или саморезы;
- шуруповёрт.
Устройство траншеи и монтаж опалубки
Прежде чем приступить к строительству опалубки, выкапывают траншею. В этом, на первый взгляд, простом деле есть свои нюансы, о которых нужно знать.
Шаг 1 – Формирования траншеи в ширину.
Штыковой лопатой снимают верхний растительный слой, одновременно формируя линию рва. Его внешняя стена должна на 5-7 см выступать за разметку. Внутренняя стенка траншеи должна находиться на расстоянии ширины фундамента от внешней + 5-7 см.
Шаг 2 – Формирование траншеи в глубину.
Выкапывают ров на глубину 40-50 см. Выравнивают лопатой стенки и дно.
Шаг 3 – Устройство песчаной отсыпки.
Насыпают на дно рва слой песка толщиной 5 см, проливают его водой и выравнивают. Затем утрамбовывают с помощью виброплиты или отрезка бруска с прибитой к нему металлической пластиной.
Шаг 4 – Устройство гравийной отсыпки.
Насыпают в ров слой гравия толщиной 10-15 см. Выравнивают и уплотняют его.
Шаг 5 – Строительство опалубки.
- Из пиломатериала собирают щиты, которые устанавливают у стенок рва.
- Вбивают в грунт деревянные бруски, которые должны послужить опорами для стенок опалубки.
- Щиты с внешней стороны соединяют между собой поперечно уложенными деревянными перемычками.
- Внутренние стенки опалубки можно укрыть полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит загрязнение пиломатериала бетоном.
Монтаж армопояса
Армирование – важный этап строительства фундамента для гаража из пеноблоков. Металлические прутки усиливают конструкцию и обеспечивают её несущую способность.
Этапы работ:
- Нарезают вертикальные прутки арматуры, которые должны быть расположены на расстоянии 60-80 см друг от друга с обеих сторон опалубки. К этим опорам будут крепить горизонтально уложенную металлическую сетку из арматуры.
- Изготавливают сетку с ячеей 15-20 см, соединяя прутки вязальной проволокой.
- Монтируют армопояс, который должен состоять из двух уровней сетки и вертикальных опор.
- В угловых точках усиливают пояс двойной сеткой.
Заливка бетона
Бетон заливают в опалубку послойно. На каждом этапе работ уплотняют раствор, протыкая его металлическим прутом. Верхний слой бетона выравнивают с помощью правила или доски с ровными краями. Проверяют правильность заливки бетона с пузырьковым уровнем.
В первые дни на ленте должна находиться полиэтиленовая плёнка, предотвращающая пересыхание раствора. Через 5-7 дней её можно снять. Если плёнки нет, ленту регулярно поливают водой. После того как бетон схватится, демонтируют опалубку.
Важно выполнять все работы в перечисленной выше последовательности. Если следовать пошаговой инструкции по устройству мелкозаглублённого ленточного фундамента, основание для гаража из пеноблоков получится прочным и надёжным.
Глубина фундамента для гаража из пеноблоков
О том, насколько важен для современного городского автолюбителя свой гараж,можно рассказывать часами, и если удается найти участок под строительство на небольшом удалении от места проживания, это считается настоящим везением и обычно стоит немалых денег. Смета постройки получается достаточно ограниченной с точки зрения финансирования, поэтому приходится строить гараж из пеноблоков своими руками. Остается решить вопрос оптимальной глубины фундамента.
Какой тип фундаментной системы выбрать
Ответ звучит достаточно просто – тот, который вам «по карману». На обустройство фундамента придется выделить примерно половину от всего финансирования. Нормальный гараж должен строиться из красного кирпича, теплого и жесткого. Тогда глубину залегания фундаментной системы можно сделать относительно небольшой. Для дешевого пеноблока потребуется очень прочная и жесткая основа, а значит, сэкономленные на стенах деньги уйдут на увеличение глубины фундамента под гараж из пеноблоков.
Для гаража из пеноблоков можно использовать любую из перечисленных ниже схем фундаментного основания, кроме столбчатого варианта и системы на буронабивных сваях:
- Свайная фундаментная система из забивных железобетонных строительных свай. Глубина погружения опорных элементов позволяет выдержать даже двухэтажный кирпичный дом;
- Плитный фундамент, наиболее подходящий для гаражей, где стоит тяжелая техника и большое количество стеллажей с деталями и инструментом. Малая глубина заделки позволяет устанавливать на любом грунте более-менее ровного участка;
- Ленточный или свайно-ленточный вариант хорошо подойдет, если в гараже предусмотрено обустройство небольшой смотровой ямы или подвальчика;
- Мелкозаглубленный вариант или комбинация МЗЛФ со свайными опорами. Глубина заделки фундаментной конструкции очень небольшая, отличная жесткость обеспечит стенам из пеноблока нормальную устойчивость.
Понятно, что при выборе типа и глубины заделки фундаментной системы, прежде всего, потребуется учесть характеристики грунта и рельеф местности.
Считаем и выбираем фундамент под гараж из пеноблоков
Каждый из приведенных вариантов необходимо детально просчитывать по затратам на покупку материалов, выполнение земляных работ на глубину закладки фундамента, укладку арматуры и бетонных работ. Чтобы не ошибиться с затратами, важно выполнить полноценное проектирование конструкции гаража с деталировкой всех основных узлов и параметрами фундамента под стены из пеноблока, в том числе глубиной и количеством арматуры.
В упрощенном виде можно сравнить только стоимость и жесткость фундамента:
- Считаем стоимость земляных работ на необходимую глубину;
- Цену арматуры и стоимость бетона;
- Оцениваем жесткость и стойкость к пучению.
Условная стоимость фундамента для гаража из пеноблока
На самом деле лучшим типом фундамента под стены из пенобетона будет плитный тип фундамента. Бетонная подушка с глубиной заделки в 20 см и двухслойное армирование горячекатаным прутком позволит «выгнать» стены в 250-300 см высотой и сделать полноценную одно или двухскатную крышу с утеплением.
Затраты на изготовление фундамента под гараж из пеноблока:
- При глубине котлована в 40 см и размером 4,5х6 м стоимость земляных работ, с отсыпкой подушки и вывозом мусора, составит 15-18 тыс. рублей;
- Затраты на бетонирование плиты с укладкой и обвязкой арматуры составят 800 руб/м 3 плюс 30 тыс. рублей за бетон и 20 тыс. рублей за арматуру, всего 65-70 тыс. рублей.
Малая глубина заделки плиты фундамента гаража позволяет не принимать в расчет пучение грунта. Таким образом, затраты только на обустройство плитного фундамента глубиной в 40 см составят минимум 60-65 тыс. рублей, что в разы больше стоимости самой коробки гаража из пеноблока.
Проведение расчетов по аналогичной методике для постройки мелкозаглубленного варианта фундамента при глубине укладки ленты в 50 см дает стоимость постройки 17-18 тыс. рублей, ленточного фундамента – 35 тыс. рублей, мелкозаглубленного свайно–ленточного с постановкой восьми 150-х свай оценивается в 25-28 тыс. рублей.
Преимущества мелкозаглубленного свайно-ленточного фундамента
Понятно, что приведенное сравнение стоимости изготовления фундаментной основы под гараж со стенами из пеноблоков просто иллюстрирует, насколько жесткость и прочность сплошной бетонной плиты избыточна перед ленточными вариантами. Плитный вариант фундамента имеет смысл затевать, если есть возможность купить обычные железобетонные плиты по остаточной цене. В этом случае стоимость фундамента стены из пеноблока обойдется на уровне ленточного варианта.
Если брать соотношение цена-жесткость, то лучшим вариантом все же будет мелкозаглубленный ленточный фундамент со сваями. Во-первых, использование самых простых свай ТИСЭ, отлитых на глубину в 2 м, позволит увеличить жесткость относительно тонкой ленты больше, чем в три раза. В этом случае характеристики свайно-ленточной конструкции с глубиной залегания в 50 см могут сравниваться с полноценным ленточным фундаментом на глубину промерзания грунта. При этом стоимость ленточной схемы, даже без учета работ по теплоизоляции на всю глубину бетона, будет значительно больше фундаментной системы с использованием свай.
Для сравнения: установка под фундамент гаража 12-ти забивных железобетонных свай СЦ3-30 обойдется в 60 тыс. рублей. При этом жесткость и стойкость подобного фундамента можно сравнить с плитным вариантом, если глубина промерзания грунта не превышает 120 см.
Глубина фундамента и угроза пучения грунтов
Кроме стоимости и жесткости конкретной фундаментной схемы, необходимо учитывать характер грунта, на котором будет стоять гараж из пеноблоков. Например, относительно благополучные мелкозаглубленные ленточные фундаменты оказываются очень чувствительными к установке на слабых торфяных и болотистых грунтах. Если уровень грунтовых вод оказался на глубине 50 см и выше,использовать МЗЛФ или просто ленточный вариант под стены из пеноблока категорически не рекомендуется. В таких условиях жесткости каркаса стен из пенобетона просто не хватит, и здание гаража со временем получит просадку и трещины в стенах.
Частично проблему фундамента можно решить установкой эффективной системы дренажа и подсыпкой жесткого основания подушкой из гравия и бутового камня, толщиной не менее 40-50 см. Если на участке под гараж из пеноблока есть поверхностные источники воды, то лучше всего отказаться от ленточных фундаментных систем в пользу железобетонных свай с армированным ростверком.
Как ни странно, основным вопросом, на который ориентируются большинство самодельщиков при выборе глубины фундаментной системы, является уровень сопротивления пучению грунта. По утверждению известного специалиста Сажина В.С., эффект пучения возникает только на определенном типе грунта. Это мелкодисперсные смеси глины и песка, способные поглощать большие объемы воды. При этом обычные суглинки и глины могут не проявлять эффекта вспучивания, если не было источника воды. Тощие глины с большим содержанием гравийного песка при низком уровне грунтовых вод практически нейтральны в вопросе вспучивания.
Заключение
Для гаража из пенобетона вопрос даже самых малых деформаций фундаментной основы от поднятия или вспучивания крайне важен, так как прочность конструкции напрямую зависит от прогиба ленты. В этом случае большая глубина закладки фундаментной ленты, кроме серьезного увеличения затрат на обустройство, никаких ощутимых преимуществ не принесет. Спасет ситуацию только утепление МЗЛФ и эффективный глубинный дренаж. Слой ЭППС и засыпка наружного периметра фундамента даже на глубину в 50-60 см обеспечит хорошую устойчивость стен из пеноблока. Реальную картину состава грунта можно получить, только выполнив забор образцов почвы.
Какой нужен фундамент под гараж из пеноблоков?
Для обеспечения устойчивости строения и недопущения перекосов и просадок, требуется наличие надежного несущего основания. Поэтому для того, чтобы узнать, какой нужен фундамент для гаража из пеноблоков, и правильно выбрать вид конструкции, следует учесть технические и физические свойства пенобетона, из которого будут возведены стены.
Характеристики пеноблоков
Благодаря своей пористой структуре, эти блоки имеют малый удельный вес и поэтому стены из такого материала будут легче кирпичной кладки. Плотность пенобетона колеблется в пределах от 400 до 1200 кг/м 3 и его маркировка, соответственно, — от D400 до D1200.
Для возведения несущих стен должны использоваться блоки с удельным весом не менее 750 кг/м 3 . Более легкий материал применяется для возведения внутренних перегородок и в качестве утеплителя.
Важными достоинствами пеноблоков являются:
- низкий коэффициент теплопроводности;
- хорошие звукоизоляционные показатели;
- уменьшенная масса постройки, что позволяет допустить устройство облегченного фундамента.
К отрицательным качествам этого материала относят повышенную способность впитывать влагу и пониженную механическую прочность.
Конструктивные особенности гаражных фундаментов
При планировании строительства фундамента для гаража из пеноблоков своими руками, следует учитывать, что его конструкция должна предусматривать:
- возможное наличие погреба и осмотровой ямы для выполнения ремонта или профилактического обслуживания машины;
- необходимость устройства прочного покрытия пола, на котором будет стоять автомобиль;
- повышенную нагрузку на несущую основу вследствие размещения транспортного средства и стеллажей для инструмента, материалов и запасных частей.
Вход в погреб можно сделать через отдельный люк или прямо из смотровой ямы.
Если погреб делается по всему периметру гаража, то вместо ямы в полу устраивается продольный проем, а вместо ее пола устанавливаются подмости.
В качестве перекрытия монтируется армированная монолитная плита. При отсутствии подземных помещений можно залить бетонную стяжку по подушке из щебня или гравия. В качестве напольного покрытия используют линолеум, резину или полимерные наливные полы.
Виды фундаментов, применяемых при возведении гаражей
Для строительства, в зависимости от условий, выбирают один из следующих видов основания:
- ленточный;
- плитный;
- столбчатый;
- свайный.
Выбор фундамента под гараж из пеноблоков делают в зависимости от таких факторов как:
- вес всех строительных материалов, автомобиля и стеллажей.
- наличие погреба и смотровой ямы;
- характеристики и тип грунта;
- расположение верхнего уровня грунтовых вод;
- глубина промерзания почвы.
Поскольку проектирование фундаментов является сложной инженерной задачей, то изыскания, расчет конструкции, черчение и подбор материалов лучше всего поручить квалифицированному специалисту.
Определение типа грунта. Виды грунтов.
Ленточный фундамент
Это самое простое и распространенное основание для гаража. Он представляет собой сплошную ленту из бетона или каменных материалов, которая располагается по всему периметру строения.
В зависимости от наличия погреба, а также характеристики почвы, он может быть заглубленным или мелкозаглубленным. Второй вариант применяется на пучинистых, песчаных и торфяных почвах, а также при высоком уровне грунтовых вод и при отсутствии погреба. Глубокий фундамент делают в случае устройства погреба по всему периметру.
Схема ленточного фундамента.
Глубина фундамента мелкого заложения не превышает 700 мм и должна находиться как минимум на 500 мм выше уровня залегания грунтовых вод. При глубоком заложении, низ конструкции всегда должен быть ниже точки промерзания. Ширина ленты не может быть менее 250 мм.
Фундамент ленточного типа может быть построен из монолитного железобетона, бетонных блоков, бутового камня или полнотелого красного кирпича. Монолитное основание отличается повышенной прочностью. Процесс его монтажа состоит из следующих этапов:
- инженерный расчет конструкции и составление чертежа;
- выполнение разметки с помощью деревянных колышков и шнура;
- выемка грунта на глубину заложения фундамента;
- устройство подстилающей подушки из песка и щебня;
- установка опалубки;
- сборка армирующего каркаса;
- заливка бетона;
- снятие опалубки и устройство гидроизоляции;
- обратная засыпка нерудными материалами.
Для того, чтобы защитить фундамент от грунтовых, дождевых и талых вод, по периметру гаража устраивается бетонная или асфальтовая отмостка. Перед воротами делается прочное дорожное покрытие для выезда. Для уменьшения морозного пучения, отмотку нужно утеплить и гидроизолировать.
Монолитная плита
Плитный фундамент для будущего гаража из газобетонных блоков представляет собой сплошной плоский железобетонный монолит с продольным проемом под смотровую яму. Минимальная толщина плиты — 200 мм. Построить такой фундамент можно только на ровном горизонтальном участке, при этом нижняя поверхность плиты должна быть изолирована от воздействия влаги и утеплена минераловатными матами толщиной 50 мм.
Такие конструкции целесообразны на пучинистых грунтах, поднимающихся при наступлении холодов и опускающихся в теплое время года. Это глины, суглинки, торфяники и некоторые другие, способные усиленно поглощать и удерживать влагу, типы почвы.
Для армирования бетона необходимо наличие не менее двух сеток, края которых должны быть связаны с арматурой смотровой ямы. Устройство отмостки при таком фундаменте не является обязательным.
Свайные основания
Фундаменты этого типа монтируют на слабых и подвижных грунтах, а так же при наличии существенных перепадов высот на участке застройки. Для гаражей применяют винтовые металлические сваи, которые можно закручивать вручную или при помощи механизма.
Максимальная глубина погружения может достигать 6 метров, вплоть до твердых слоев грунта. После ввинчивания свай, их оголовки срезаются на одном горизонте выше уровня земли и завариваются металлическими пластинами.
Расстояние между сваями — не более 2-х метров. Опоры должны быть расположены не менее чем в три ряда по наибольшей длине строения. Сваи ввинчиваются строго вертикально, в предварительно выкопанном приямке глубиной до полуметра.
Для создания возможности кладки блоков, все сваи связываются между собой железобетонным или стальным ростверком, а пол делают из заводской или монолитной железобетонной плиты. Отмостка для такой конструкции не требуется. Перед вкручиванием металлических свай их необходимо обработать гидроизоляционным материалом.
Столбчатый фундамент
Основание столбчатого типа конструктивно напоминает свайный фундамент, но глубина заложения опорных столбов не достигает глубины промерзания, а поперечное сечение больше, чем у свай. Расстояние между столбами не может быть более 2-х метров с обязательным наличием их на всех углах.
Конструкция опор состоит из песчаной подушки, широкой бетонной подошвы и вертикально расположенного столба, который поднимается на высоту выше уровня земли. Все столбы связаны между собой ростверком, при этом обязательно наличие поперечных перемычек, которые будут дополнительно поддерживать плиту пола.
Материалом для изготовления столбов может служить железобетон, бутовый камень или полнотелый глиняный кирпич. После кладки столба, его поверхность должна быть обработана битумом. Ростверк представляет собой монолитную железобетонную балку.
Дополнительное замечание
Перед началом проектирования необходимо провести работы по исследованию почвы и определению уровня грунтовых вод. На основании этих данных следует выбрать оптимальный тип фундамента и выполнить необходимые инженерные расчеты. После этого требуется определить необходимое количество материалов, закупить их и доставить на участок застройки.
Самый простой и доступный по стоимости — мелкозаглубленный тип основания. Остальные будут более сложными и затратными. Но в некоторых случаях тип почвы, высокие грунтовые воды, желание иметь большой погреб и другие причины заставляют смириться с увеличением финансовых затрат и объемов работ.
Видео по теме
Фундамент под гараж из пеноблоков
Возведение гаражей из различных блоков – это распространенный способ их строительства. При этом наряду со шлакоблоком, широкое распространение получил и пеноблок для этих целей. Связано это с хорошими его эксплуатационными свойствами. Легкий вес является одной из отличительных характеристик этого материала, поэтому фундамент для гаража из пеноблоков подходит разных типов. Определяющим фактором в пользу того или иного варианта выступает экономическая целесообразность при определенных гидрогеологических условиях, существующих на стройплощадке. Учитывают также и массу возводимой постройки, зависящую от ее габаритов и используемой марки блоков.
Эксплуатационные характеристики пеноблока
Среди различных стройматериалов пеноблок пользуется популярностью. Из него возводят разные сооружения:
- дома;
- гаражи;
- сараи;
- прочие хозяйственные постройки.
Блоки из пенобетона в ассортименте
У пеноблока целый ряд достоинств:
- легкий вес;
- хорошие тепло- и звукоизоляционные показатели, обусловленные высокой пористостью;
- простота обработки (легко режется ручной пилой по пеноблоку).
Блоки из пенобетона изготавливаются различных размеров, работать с ними удобно из-за их небольшого веса. Они практичны в монтаже. Эксплуатационные характеристики различных марок пеноблоков представлены в таблице ниже.
Гараж из пенобетона – это легкая постройка, поэтому нагрузка на основание будет в разы меньше, чем при использовании в качестве материала стен шлакоблоков, ФБС. Возведению строения предшествует проведение расчетов размеров фундаментной конструкции, чтобы избежать ошибок и не пришлось разбирать сооружение для их устранения.
Недостатками материала является его чувствительность к воздействию влаги, плохая устойчивость к ударным воздействиям, низкая прочность.
При строительстве гаража из пеноблоков своими руками следует учитывать:
- возможность обустройства подвала, погреба либо смотровой ямы;
- необходимость прочного пола для передвижения транспорта.
Практичным вариантом надежного полового покрытия является армированная бетонная стяжка толщиной, начиная с 5 см. Сверху на нее часто укладывают:
- покрытие из резины;
- устойчивый к износу линолеум;
- наливной пол из полимерных материалов.
Распространенность использования пеноблоков в строительстве вызвана практически оптимальным соотношением между его стоимостью и эксплуатационными характеристиками. Пенобетонные конструкции способны прослужить долгое время, если соблюдать строительную технологию.
Подходящие типы фундаментов для строительства гаража из пеноблоков
Фундамент под гараж из пеноблоков возводят после проведения расчета нагрузки, обследования грунта на застраиваемом участке, чтобы определиться с его типом и несущими свойствами. Для этого делают скважины, изучают по справочникам характеристики почв по региону.
Гараж на ленточном основании
Небольшой вес постройки из пенобетона делает возможным использование следующих типов оснований под нее:
- ленточного;
- плитного;
- свайного.
Какой фундамент из них выбрать с практической и финансовой точек зрения – это главная задача. От правильного ее решения будут зависеть не только трудовые и денежные затраты, но и долговечность, надежность возведенной конструкции. Выбор зависит от таких факторов:
- расчетной нагрузки на опорную конструкцию от воздвигаемой постройки;
- тип грунта на участке под застройку, его структура и глубина промерзания;
- необходимости обустройства подвала либо погреба;
- близости к поверхности водоносных слоев.
Нагрузочные воздействия определяются проектировщиком на этапе составления плана. Они определяются сложением следующих величин:
- массы всех предметов, которые планируется разместить в гараже;
- веса кровли, стен и перекрытий;
- предположительной снеговой массы в зимний период года.
Чем больше размеры строимого гаража, тем мощнее должен быть фундамент под него. Грунт исследовать можно самостоятельно, но лучше доверить эту работу специалистам строительных организаций, чтобы избежать ошибки в определении его типа и, как следствие, свойств.
Возведение ленточного основания
Ленточное основание является популярным вариантом под гаражи из пенобетона. При этом ленту делают из блоков или заливают монолитную железобетонную. Для конструкции из пеноблока часто делают мелкозаглубленный вариант основания. Глубина его заложения составляет 0,5-0,7 м. Под постройки в несколько этажей создают глубоко заглубленное основание, заглубляя его на 0,3-0,4 м ниже уровня промерзания.
Стоимость ленточного основания ниже, чем плитного, но дороже свайного. Лента уступает плите по несущей способности, а также дополнительно требуется обустраивать пол. Из-за последнего цена может приблизиться либо даже превысить стоимость плитного фундамента.
Достоинства данной опорной конструкции сводятся к следующему:
- относительной простоте возведения;
- большая прочность, позволяющая строить двухэтажные гаражи;
- позволяет обустроить с удобством внутреннюю часть помещения.
Ленты из готовых железобетонных блоков возводить быстрее, чем заливать бетоном.
Заглубленное ленточное основание используют на участках с проблемным типом грунта, характеризующимся сильным пучением, например, глинистым, суглинистым. Его целесообразно применять при необходимости обустройства подвального помещения или погреба.
Согласно СП 22.13330 требуемая толщина ленты должна составлять минимум 20 см. Она зависит от ширины будущих стен строения. На пучинистых почвах предусматривается проведение таких мероприятий:
- гидроизоляции;
- создание дренажной системы;
- теплоизоляции;
- монтаж отмостки.
Алгоритм возведения ленточного монолитного основания следующий:
- убирают мусор со стройплощадки, камни, растения;
- разравнивают земельный участок;
- делают разметку: колышками и шнуром отмечают границы основания;
- выкапывают траншеи ниже глубины промерзания грунта (примерно на 20 %);
- засыпают на дно песчано-гравийную подушку слоем минимум 10 см толщиной;
- монтируют опалубочную конструкцию;
- укладывают горизонтальную гидроизоляцию;
- устанавливают каркас из арматурных прутьев;
- замешивают рабочий раствор (либо используют готовый бетон);
- заливают им арматуру;
- после набора требуемой прочности бетоном снимают щиты;
- битумом или другим гидроизолирующим материалом создают вертикальную защиту от влаги.
Для строительства сборной ленты опалубка не требуется. Блоки укладывают на раствор. Между рядами укладывают арматурные прутья.
Бетон, в зависимости от климатических условий региона, застывает приблизительно через месяц. Грунтовые воды должны находиться от подошвы основания ниже минимум, чем через 0,5 м. Горизонтальная поверхность фундамента должна быть ровной. Для этого постоянно контролируют ее уровень.
Строительство фундамента-плиты
Плитный фундамент является самым прочным, устойчивым вариантом. На участках со слабыми несущими способностями почвы такое основание позволяет возводить тяжелые постройки. Фундаментная плита при подвижках грунта перемещается вместе с построенной на ней конструкцией. Возможность смещения стеновых блоков друг относительно друга при этом практически исключена.
Схематическое изображение монолитной плиты
Фундамент-плита может эффективно использоваться на различных типах грунта. Его толщина зависит от веса гаража: чем масса больше, тем массивнее должна быть опора. Плита служит также в качестве пола. Но ее строительство требует значительных затрат труда и материалов. Поэтому экономически целесообразно применять плитное основание, когда другие типы фундаментов не подходят.
Строительство плиты не предусматривает наличие подвала. Со смотровой ямой также понадобится повозиться. На плите гараж можно построить даже при близком расположении к поверхности грунтовых вод. Только нужен обустроенный по правилам водоотвод (дренаж) и качественная вертикальная и горизонтальная гидроизоляция.
Можно плитное основание сделать монолитным либо сборным. Второй вариант подходит для устойчивых типов грунта. Строительство проходит быстрее и требует меньших временных затрат. При этом можно использовать плиты перекрытия или дорожные.
Возведение плиты состоит из таких этапов:
- отмечают периметр плиты;
- удаляют слой плодородной почвы и делают котлован требуемой глубины;
- монтируют коммуникации и дренажную систему;
- засыпают подушку из песка со щебнем толщиной около 20 см;
- укладывают рулонную гидроизоляцию с нахлестом в 15 см между полосами и по краям;
- по периметру устанавливают щиты опалубочной конструкции;
- устанавливают арматурный каркас из прутьев диаметром 10-12 мм;
- заливают приготовленный самостоятельно раствор или купленный бетон.
Опалубка может применяться несъемная или съемная. Первая изготавливается часто из утепляющего материала. Рекомендуется использовать бетон марки от М300. Глубина фундамента под гараж из пеноблоков в виде монолитной плиты зависит от геологических условий участка и нагрузки на опорную конструкцию.
Свайное основание под гараж
На участках с неустойчивым, чрезмерно увлажненным грунтом хорошо себя зарекомендовал свайный фундамент. Также он незаменим при наличии перепадов высот. При этом грунтовые воды, выходящие на поверхность не страшны. Оптимальным вариантом для свайной основы является наличие на глубине около 3-4 метров твердого, устойчивого пласта.
Свайный фундамент с ленточным ростверком
Сваи устанавливают на глубину, превышающую уровень промерзания почвы на 1,5-2 м. Используют различные виды опор. Некоторые можно смонтировать самостоятельно, а другие приобретают только в готовом виде.
Сверху на опоры устанавливают ростверк. На нем возводят затем гараж. Варианты обустройства связки также разные. Для постройки из пеноблоков используют монолитную ленту, плиту или металлический швеллер.
Свайный фундамент является бюджетным вариантом. Существуют различные виды опор, а также методы их установки. Следует отдавать для уменьшения затрат предпочтение тем разновидностям свай, которые можно смонтировать самостоятельно. Опорные столбы должны быть установлены по уровню, чтобы легче было проводить дальнейшее строительство.
Строительство свайного основания с монолитным ростверком показано в видеоролике далее.
Фундамент для гаража из пеноблоков не относится к разряду сложных конструкций. Возвести различные виды оснований под такую легкую постройку относительно просто самостоятельно. Из-за того что пеноблок является достаточно хрупким материалом, он плохо переносит любые деформации, даже самые незначительные, поэтому основание должно быть прочным и надежным, чтобы не пришлось часто ремонтировать или вовсе перестраивать строение.
В ряде случаев при близком расположении к поверхности подземных вод либо сильной увлажненности грунта, понадобится создание эффективной дренажной системы как внутри, так и снаружи гаража, что поможет продлить срок эксплуатации возведенного сооружения.
Фундамент для гаража из пеноблоков: особенности материала, строительство
- Пеноблоки: что такое и как из этого строят
- Подготовка к строительству
- Заливка фундамента
- Укладка гидроизоляции
- Строительство гаража
Фундамент – основа всего. Особенно здания, даже если это всего лишь гараж. От того, насколько крепким будет этот элемент постройки, во многом зависит ее долговечность и устойчивость. Поэтому нужно уделить много времени для того, чтобы собрать достаточно информации о том, как сделать фундамент для гаража из пеноблоков. Однако перед тем как осваивать саму технологию, необходимо понять, что собой представляет материал будущей постройки и есть ли какие-то особенности, связанные с заливкой фундамента.
Пеноблоки: что такое и как из этого строят
Именно этот материал, в отличие от кирпича или дерева в последнее время завоевывает все большую популярность в качестве материала для гаража. Это обусловлено несколькими причинами:
Пеноблок – удачный материал
- Во-первых, стоимость материала довольно низкая, и уже только это обстоятельство могло бы сделать пеноблок сырьем номер один для строительства.
- Также блоки из пенобетона (третье их название – газобетонные блоки) обладают низкой теплопроводностью, или иначе – плохо пропускают тепло, что хорошо как для зимней, так и для летней погоды.
- Еще один существенный момент: этот материал сам по себе весит немного, что и делает его идеальным для возведения зданий своими руками, без использования специальной техники и найма дополнительной рабочей силы. А это тоже существенно сокращает статью расходов на строительство.
- Кроме прочего, пенобетонные блоки очень легки в монтаже. Это превращает строительство в довольно-таки легкий и быстрый процесс.
Именно благодаря тому, что такой материал позволяет не использовать дополнительного оборудования и не следовать слишком сложным технологиям, обычно те, кто загорелся идеей построить ангар для машин, также заливают и фундамент под гараж своими руками.
Однако прежде чем приступить к описанию нюансов строительства, следует отметить, что постройка из газобетонных блоков имеет один минус. Внутри здания, например, гаража, будет скапливаться жидкость. В случае же, если строение будет гореть, материал станет выделять ядовитые вещества. Чтобы избежать этих не самых приятых обстоятельств, рекомендуется оборудовать в постройке систему вентиляции.
Подготовка к строительству
Подготовка пеноблоков к строительству
Если проект гаража уже закончен и все материалы закуплены, значит, пришло время начинать строительство. Однако строить здание просто на земле – вариант далеко не лучший, поэтому, в первую очередь, необходимо залить фундамент для гаража из пеноблоков.
Поскольку выбранный материал непривередлив и легок, а потому для него нет необходимости возводить монументальный и тяжеловесный фундамент, помехой не станут даже проблемы с устойчивостью грунта. Однако перед началом работы, нужно провести исследования почвы, которые определят, на какой глубине залегают грунтовые воды, и состояние грунта в целом. В зависимости от результатов, нужно будет использовать тот или иной вид фундамента.
От того, какие дополнительные функции будут у гаража, кроме основных (например, появится ли в нем подвал или яма для осмотра автомобиля снизу) будет зависеть как тип, так и глубина фундамента под гараж. А кроме того и ширина, длина и высота стен самой постройки.
Так, например ленточный фундамент под гараж можно заливать только в том случае, когда грунтовые воды находятся на безопасном расстоянии от поверхности, то есть довольно глубоко. Кроме того, непременным условием является и плотность грунта. Также он не должен пучиться, а лежать равномерно. Если это не так, то используют фундамент – монолитную плиту. Он позволяет стенам, даже в здании стоящем на неблагонадежной почве, оставаться прочными.
Гараж со смотровой ямой
Если же в гараже планируется сделать яму для осмотра, то фундамент следует делать заглубленным ленточным или совмещенным свайно-ленточным.
Перед началом строительства следует разметить территорию, на которой разместится гараж. Осуществляется это очень просто: в предполагаемых углах будущей постройки ставятся колышки, а между ними, по периметру натягивается шнур так, чтобы все углы были прямыми.
Заливка фундамента
Строительство начинается с того, что необходимо вырыть траншею, ориентировочно метровой глубины. А вот ее ширина должна быть примерно на треть больше запланированной ширины постройки. Чтобы смягчить дно, в траншею насыпают песок. Затем в яму устанавливают опалубку. Она поможет стенам установиться ровно и быть гладкими снаружи. После чего в траншею следует поместить арматуру. И уже самый последний шаг – это заливка фундамента.
Однако если заливать фундамент под гараж своими руками, необходимо знать подробнее, как конкретно использовать два типа фундамента.
Так, ленточный тип построить можно следующим образом:
-
Глубина вырытой траншеи должна быть около 0,8 метра.
Закладка ленточного фундамента под гараж
Все эти действия приведут к тому, что фундамент получится достаточно крепким, для того, чтобы выдержать не слишком тяжеловесный гараж из пеноблоков, который, при правильной заливке, будет устойчивым и долговечным. Однако перед осуществлением следующих действий следует дождаться, пока фундамент под гараж из пеноблоков высохнет. До этого продолжать работу с ним нельзя.
Укладка гидроизоляции
Прежде чем приступать к возведению стен, на сухой фундамент необходимо уложить гидроизоляционный (не пропускающий воду) слой. Он предохранит основание гаража от лишней влаги.
Если использован не ленточный фундамент под гараж, а монолитная бетонная плита, то наилучшим вариантом будет выложить на нее дополнительный слой пеноблоков. Они сыграют сразу две роли. Во-первых, послужат в качестве дополнительного фундамента. А во-вторых, создадут все условия для того, чтобы впоследствии осуществить наиболее качественную гидроизоляцию.
Такая защита от влаги позволяет при эксплуатации здания избежать последствий возникновения чрезмерной сырости. Однако ручаться за такой эффект можно только в случае, если использованы хорошие материалы. Например, отличным вариантом может стать гидростеклоизол. Укладывают этот материал на толстый слой битумной мастики.
Строительство гаража
Если вопрос как залить фундамент под гараж решен правильно, а при самой технологии были соблюдены все условия, то такое здание может простоять многие годы, не вызывая нареканий и проблем.
Однако чтобы лишний раз защитить строение от лишней влаги, рекомендуется перед кладкой газобетонных блоков, положить несколько рядов красного обожженного кирпича, поскольку этот материал обеспечивает несколько лучшую гидроизоляцию.
Чтобы осуществить этот шаг, сначала нужно уложить на фундамент слой рубероида. Его ширина должна составлять не менее 30-ти сантиметров. Сверху он заливается цементом буквально на пару сантиметров, не более пяти. Уже на цемент можно класть три-четыре ряда кирпича, который сверху опять же укрывается рубероидом.
После того, как будет решен вопрос с изоляцией фундамента от лишней влаги, можно приступать к возведению стен. Пеноблок материал очень легкий и податливый, а потому работать с ним очень легко, даже если на строительстве трудится только один человек. Лучше всего использовать небольшие блоки, размер единицы которых составляет от 8 до 10 сантиметров.
Есть некоторый нюанс, который касается высоты стен. Так для того, чтобы дождевая вода стекала с крыши, а не задерживалась на ней, стоит делать ее с уклоном. Он должен быть в сторону задней стенки. Чем выше гараж – тем больше уклон. В среднем его величина составляет 5 см на 1 метр стены. Об этом нужно помнить в тот момент, когда будут укладываться последние в высоту ряды блоков.
После этого необходимо сделать гаражу крышу и поставить ворота, а также оборудовать его изнутри всем необходимым для технического обслуживания своей машины.
В итоге такого не слишком затратного как в денежном, так и в трудовом отношении строительства, обычно получается добротный автомобильный гараж, в котором не будет жарко летом, а при наличии обогревателя и холодно зимой. Кроме того, он не будет бояться ни воды, ни, что важнее – огня.