Для чего в запорожце люк в полу?

Расследование о днище

Итак. У рубинового днище сгнило.
Посему я заморочился на тему, а какие бывали днища у заз 966-968м и провел расследования с помощью гугла.
Расследование не полное, посему, если у кого-нить есть инфа, или я что-то сам нарою позже, то буду дополнять постфактум.

Для начала рассмотрим типичное днище поздних запорожцев.(968(а) и 968М)
Обращаем внимание на выделенное красным. у них днище может отличатся лишь количеством лючков у ног.
где-то один, где-то два как на фото этого 968

А теперь посмотрим на сразу несколько фотографий относительно ранних (до 71)
и на аналогичную схему днища моего заз 966 69 года

В общем если не брать в расчет лючки, вместо которых у 966 неглубокие выштамповки разного размера
(у водителя поменьше и справа, а у пассажира побольше на всю ширину).
то основные отличия наблюдаются на водительской половине.
во-первых два дополнительных круглых углубления
во вторых более плавный скос центральной хреновины у 968 и полностью симметричный у 966.

ну и в качестве бонуса фотка заз 966 71 года
у которого все еще нет лючков но уже есть плавный скос с водительской стороны.

к сожалению у меня нет ни одной фотки днища табачного 72 г с водительской стороны, поэтому дополню псто позднее

ЗАЗ 966 1969, двигатель бензиновый 0.9 л., 30 л. с., задний привод, механическая коробка передач — наблюдение

Машины в продаже

ЗАЗ Запорожец, 1966

ЗАЗ Запорожец, 1987

ЗАЗ Запорожец, 1992

ЗАЗ Запорожец, 1989

Комментарии 8

В своё время парни из Top Gear предположили (в шутку, конечно), что лючок сделан для зимней рыбалки. Типа пробурил лунку, поставил заза над ней — и лови себе рыбку из тёплого салона! 🙂

у меня 2 лючка (1979 г., 968А).

ну вот я так думаю, что изначально вырезали обе дырки, а у М’ок начали вырезать уже только одну.

может быть. а вот назначение лючков — это вопрос. мне кажется, что закреплять кузов за них на конвейере — невозможно. для этого есть пороги и точки крепления подвесок, которые нормируются на чертежах. а вот для слива жидкостей после погружения кузова в ванны — считаю, вполне могли сгодиться.

мне кажется что для слива жидкостей там и так в полу куча дырок закрываемых резиновыми пробками, причем эти дырки в куда более низинных местах чем эти люки.
кроме того точно такой же люк есть за задними сидениями на возвышенности, что исключает его использование для слива воды.

если предположить что люки использовались для транспортировки, то логично было бы размещать их ровно по центру, ну или хотя бы симметрично, а не один сбоку как у 968м.
кроме того на всех фотках с конвейеров завода нет ни одной которая предполагала бы транспортировку за эти люки.

Я в рассуждениях предлагаю идти от «обратного».
почему вдруг перестали вырезать один из люков у 968м, почему сначала сделали два, а потом оставили один.
это логично если люки нужны были для автоматизации сборки, например для того чтобы подлезть снизу пневматическим гайковертом или чем-то таким.
и два люка нужны были пока была надежда на выпуск праворульной версии.
но когда к 80м запорожец морально и технически устарел, и его экспорт сошел на нет, а праворульная версия так и не появилась, то дырку под один из люков перестали вырезать.

nikalayevich

может быть. а вот назначение лючков — это вопрос. мне кажется, что закреплять кузов за них на конвейере — невозможно. для этого есть пороги и точки крепления подвесок, которые нормируются на чертежах. а вот для слива жидкостей после погружения кузова в ванны — считаю, вполне могли сгодиться.

вроде ктото узнавал на заводе это для сливо излишек грунта при окунании его в ванную + через них держали дно при приваривании к боковинам

Позновательно, буду обращать внимание на свои. В принципе днища не сильно изменились, по сути остается даже выштамповка под механический привод сцепления. Лючок как пояснил инженер с завода ЗАЗ это для закрепления кузовов на конвеере. А вот для чего поменяли изгиб с водительской стороны загадка. Это ж надо пресс перенастраивать было.

уверен процентов на 80, что более плавный изгиб сделали для того чтобы можно было еще дальше отодвинуть водительское кресло, так как именно на эти выступы оно опиралась своей задней частью.

Люк для рыбалки и другие особенности легендарного «Запорожца», которые делают его уникальной машиной

Пожалуй, никто не сможет возразить на утверждение, что «Запорожец» успел стать по-настоящему легендарным автомобилем в истории автомобилестроения Советского Союза. Однако далеко не все осознают, что он еще и является уникальной машиной во многих отношениях. Особенности расположения двигателя, крепкий кузов и даже «гаджет» в конструкции, который пришелся по нраву…рыбакам — все это делает детище концерна «ЗАЗ» не таким как все. Вашему вниманию «семерка» фактов о «Запорожце», которые делают его непохожим на остальные советские автомобили.

1. Расположение двигателя

Кто ж не знает, что движок у Запорожца сзади. /Фото: ampercar.com

Пожалуй, об этой конструктивной особенности «Запорожца» знает даже ребенок. Все дело в том, что V-образный четырёхцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель с воздушной системой охлаждения устанавливался сзади, а багажник у машин был спереди. Во многом такое решение было уникальным для тогдашнего автопрома, хотя и не первым в мировой практике. Да и сегодня машины с расположением двигателя сзади встречается куда реже, чем аналоги со стандартным размещением.

Интересный факт: некоторые думают, что «Запорожец» является самым массовым в мире автомобилем, который имеет двигатель сзади. Однако на самом деле это не так: по данным редакции Novate.ru, рекордсменом по этому показателю стала модель Volkswagen Käfer, он же — легендарный «Жук», которых всего было выпущено больше 21 миллиона экземпляров. К слову, компоновка немецкого автомобиля была очень сходной с советским «Запорожцем».

2. Подвеска

Конструкция передней подвески ЗАЗ-968М. /Фото: demertim.ru

Передняя подвеска «Запорожца» была не просто оригинальной: такой конструкции не встретишь больше ни на одном советском легковом автомобиле. Она была независимая, торсионная с пружинными амортизаторами. Задняя подвеска также была независимой, к тому же, рычажной. Кроме того, несмотря на то, что автомобиль являлся заднеприводным, а гидроусилители и вовсе отсутствовали, «Запорожец» был волне проходимым по бездорожью.

Меньшая нагрузка на передние колеса способствовала тому, что управление рулем водитель осуществлял с меньшим усилием. Еще одной конструктивной особенностью «Запорожца» было отсутствие карданного вала, а КП и двигатель объединялись в общий механизм, который располагался у задних ведущих колес. Такое решение привело к тому, что автомобили были более легкими и короткими, а также в салоне было более тихо, чем в других моделях.

3. Сходство с ЛуАЗ-967

Казалось бы, между легендарными «Запорожцами» и армейским вездеходом ЛуАЗ-967, который также известен как санитарный колёсный транспортёр переднего края, нет ничего общего. Однако на деле это совсем не так. Оказывается, фактически каждая модификация «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с вышеупомянутыми машинами Луцкого автозавода. Причем эта же тенденция наблюдается и в отношении так называемых «гражданских» вездеходов марки «ЛуАЗ» — ряда вариантов ЛуАЗ-969.

4. Бензиновый отопитель

Как бы не ругали «Запорожец» за неказистый вид или работу отдельных агрегатов, но предоставлением комфорта водителя и пассажиров в вопросе регулирования температуры в салоне конструкторы не пренебрегли. Вот только далеко не всем известно, что печка в этих машинах во всех смыслах уникальная.

Все дело в том, что бензиновый отопитель, который инженеры разместили в багажнике имеет одну конструктивную особенность: обогрев салона не требует запуска двигателя, что дает существенную экономию как непосредственно топлива, так и ресурса мотора.

5. Ручное управление

Именно на «Запорожцах» чаще всего устанавливалось ручное управление. Причиной такого решения была фактическая ориентация на определенных потребителей, ведь несмотря на том, что автомобили выпускали на рынок, прежде всего их изготавливали для определенной категории лиц. «Запорожец» являлся наиболее массовым советским легковым автомобилем, который производился специально для инвалидов. Кроме того, государство бесплатно выдавало эти же машины и ветеранам Великой Отечественной войны, а также гражданам других льготных категорий.

Читайте также  Как закруглить плинтус на полу?

6. Крепкий кузов

Сколько бы недостатков не находили в «Запорожцах» автомобилисты, одно безусловное достоинство, которым автомобили славились, никогда не опровергалось. Детища «ЗАЗ» всегда отличались крепким кузовом: их изготовляли из довольно толстого металла.

Однако самым главным в данном случае был выбор материала, ведь для «Запорожца» выбирали сталь, которая не подвергалась глобальной коррозии. Следует уточнить, что после долгих лет эксплуатации ржавчина в определенных местах всё-таки появлялась, однако, как это бывало с другими машинами, кузов никогда не сгнивал до дыр.

7. Люк для рыбалки

Справедливости ради, эта конструктивная фишка присутствует далеко не во всех моделях «Запорожцев», однако в легендарном и очень массовом ЗАЗ-968М ее найти можно. Речь идет, как ни странно, о специальном люке, который позволял заняться зимней рыбалкой на льду, не выходя при этом из теплого салона автомобиля. Располагается это, без преувеличения, чудо инженерной мысли специалистов «ЗАЗ» в ногах пассажирского сидения.

«Запорожец» не сдается почти 60 лет

Завод «Коммунар» (позже переименованный в «Запорожский автомобилестроительный завод») на Украине выпустил первую промышленную партию «Запорожцев» 22 ноября 1960 года. Производство длилось до 1994 года, на дороги за это время вышли порядка 3,5 миллиона машин.

Главное отличие «Запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя сзади, что в 1950-1960 годы было трендом в мировом автомобилестроении. Первое поколение ЗАЗ-965 прозвали «горбатыми» за характерную форму кузова. Второе — ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — называли «ушастым» или «чебурашкой» из-за конструкции воздухоуловителей. Следующая модификация ЗАЗ-968М, лишившись «ушей», стала «мыльницей» или «эмкой».

Поклонники «жужиков»

Новосибирец Павел Тагильцев ежедневно проезжает около 50 километров от дома до учебы на своем белом «Запорожце», которому уже 28 лет. Это ЗАЗ-968М — представитель самой массовой модели марки, которых с конвейера сошло около 1 миллиона экземпляров.

«Любовь к марке возникла с детства. Я вокруг него учился ходить. Дедушка с него начинал, потом отец пересел, а потом уже сам», — вспоминает молодой человек. Эта машина — третья в коллекции. Остальные стоят в гараже.

Другой поклонник «Запорожцев» Влад Паровенко свой экземпляр лимонного цвета 1979 года выпуска поставил в гараж на зимовку. Его он ласково называет «жужиком». Отношения с маркой начались в 2010 году.

«Приобретал автомобиль, чтобы научиться ездить, такой, чтобы было не жалко поцарапать, и прикипел к нему. Потом покупал другие «жужики», ремонтировал, продавал, снова покупал, но первый — самый лучший», — отмечает автолюбитель.

По его словам, сейчас люди в основном берут «Запорожцы», чтобы их доламывать. Некоторые устраивают гонки — дрифт по льду или «на выживание», когда машины бьются друг с другом.

Он считает, что в Новосибирске достаточно много поклонников машины, но активно общаются между собой всего пять-восемь человек. Активные сообщества есть в Приморье, Санкт-Петербурге, на Украине и даже в Германии, где в клубе состоит 180 машин — и все они в идеальном состоянии.

До 130 километров в час

«Запорожец» — единственная советская легковая машина, на которой двигатель установлен позади салона. «Преимущества заднего двигателя — лучше сцепление с дорогой, а значит, и проходимость», — говорит Павел Тагильцев.

«Попробуйте покрутить руль. Преимущество заднего двигателя в том, что не нужен гидроусилитель руля, в другую русскую машину сядете, например «семерку», и начинаете качать руки», — добавляет Влад Паровенко.Как «Волга» ГАЗ-21 доехала до наших дней

По документам, ресурс двигателя «Запорожца» — 60 тысяч километров, потом он начинает сыпаться. Павел признается, что на своей машине сменил уже четвертый двигатель, но с опытом начал понимать, как и что на нем нужно регулировать, поэтому и ресурс может быть продлен.

Он рассказывает, что на прошлом агрегате выжимал 130 километров в час, но его «надо доделывать, чтобы комфортно было ехать», а сейчас ездит со скоростью в 90 километров в час.

«По документам у них — 110-120 километров в час. Вот мы обсуждаем, в документах написаны разные лошадиные силы, хотя заводской стандарт — 40 лошадиных сил», — замечает Влад.

«Кругом больные места, двигатель перегрева боится, подвеска — километров 600 и ее надо подтягивать. Печка — это просто одна головная боль», — перечисляет проблемы «Запорожцев» Павел. Однако у капризной печки есть и достоинства.

«Она бензиновая, отдельно работает, потому ее и все любят. Можно поставить машину, рыбачить, а печка будет просто бензин сосать и давать тепло, не надо двигатель заводить, как на японских машинах», — отмечает Паровенко.

По словам автолюбителей, регулярные траты в обслуживании «жужиков» идут только на самое простое масло и 92-й бензин. «Знаю хозяина, который заливает отработанное масло с КамАЗа в свой «Запорожец», и тот чувствует себя прекрасно», — рассказывает Влад.

Расход топлива зависит от настройки карбюратора. У Павла летом — это около восьми литров, зимой — десять литров.

«Стиль управления — надо чуть больше газу давать, быть внимательным при боковом ветре, так как перед легкий. При рулежке, где колея, сильно кидает, приходится ловить», — описал он поведение машины на дороге.

Таинственный люк

Влад и Павел — сторонники того, чтобы сохранять в машинах оригинальные детали. «Вот кто-то стекла тонирует. Зачем это? Я понял, что все это колхоз, нужно быть максимально аутентичным», — рассуждает Паровенко.

На «Запорожце» Павла только зимой стоит современная шипованная резина, так как он пока не нашел советскую «Снежинку», но летом меняет ее на родную. Редкие элементы — это декор: зеркала, ручки, шильдики — их ищут на разборах, по знакомым и на форумах, а некоторые детали изготавливают на Украине и в кооперативах в Санкт-Петербурге, например, в последнем Тагильцев покупал ремкомплект для карбюратора.

Из интересных особенностей марки поклонники обращают внимание на угловую, удобную форточку и расцветку «Запорожцев» — все они очень яркие, черные выпускали только для экспорта.

Есть у «Запорожцев» и своя маленькая тайна — это небольшой лючок на дне салона. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и, не выходя, наслаждаться зимней рыбалкой.

Молодые люди замечают, что в технической документации о нем ничего не сказано. Они предполагают, что он был нужен для какой-то спецоперации при производстве — возможно, так красили машины: их окунали в краску, а через отверстие уходили остатки.

В советские годы в «Запорожце» привлекало то, что он стоил примерно 1,8 тысячи рублей — это в два раза дешевле автомобилей ВАЗа и в три раза дешевле «Волги». По полушуточной легенде, цена определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

Сейчас, по словам Паровенко, можно найти машину и за 7 тысяч рублей, обычно, если у продавца есть проблемы с документами. Есть экземпляры по 15 или 40 тысяч. Но в последнее время цены стали расти.

«Однажды я нашел очень хороший законсервированный экземпляр за 390 тысяч, и я считаю, что он стоит этих денег», — отмечает он.

Рыбалка через люк

РЫБАЛКА ЧЕРЕЗ ЛЮК

Каждый человек чем-нибудь да увлекается, имеет любимое занятие, или, как теперь говорят, хобби. И в большинстве случаев автомобиль ему помогает (исключение составляет, наверное, только чрезмерное увлечение бутылкой). О том, как лучше приспособить машину к своим занятиям, думает каждый автомобилист.

Тех наших читателей, кто нашел удачное решение тех или иных задач, призываем поделиться опытом с коллегами на страницах журнала.

Самый интересный и полезный материал будет отмечен премией клуба.

Почин сделал заведующий отделом эксплуатации Борис СИНЕЛЬНИКОВ.

У меня два хобби — теннис и рыбалка. В первом автомобиль меня часто выручает — на общественном транспорте я бы просто не успевал доехать до корта. Что же касается рыбалки, то без автомобиля я, наверное, отказался бы от этого занятия — до ближайшего стоящего водоема автобус — метро — электричка — автобус отнимают самое меньшее три часа. Это — в один конец. Да еще снасти на себе тащишь. На машине же не только вдвое быстрее доезжаешь, но и товарищей захватишь.

Кстати, подъезжать к водоему нередко приходится по грунтовым — полевым и лесным дорогам. Они и в сухую-то погоду бывают трудными, а размоченные дождями или засыпанные снегом превращаются в полосу препятствий. Вот здесь-то нередко выявляются возможности автомобиля и способности водителя и всего экипажа. Застряли — дружно, весело вытолкнули машину, сели на днище — быстро притащили или нарубили толстых сучьев, поддомкратили, подложили и. вперед! И все так, будто по-другому, без остановок и приключений, неинтересно.

Читайте также  Как правильно класть теплый пол под плитку?

Но вот добрались до берега большого водоема, где нет запрета выезжать на лед. Кое-где видны автомобили: «жигули», «москвичи», вон «Запорожец». Там, подальше от берега, рыба, как почему-то всегда кажется, клюет лучше.

Выходим из машины и по следам находим место, где выезжают на лед. Теперь надо определить его толщину, для чего сверлим поблизости лунку. Уперев верхний виток шнека ледобура в нижнию кромку льда, отмечаем его толщину. Если больше 120 мм, можно смело ехать (это — на легковом автомобиле, для грузового массой 2,7 т минимальная толщина — 160 мм. Разумеется, весной, когда тающий лед теряет прочность, эти величины надо умножать на 2, а то и на 3).

На всякий случай, если вдруг машина провалится, открываем настежь обе двери, чтобы успеть быстро выскочить.

Снег неглубокий, машина идет легко. Останавливаемся в понравившемся месте. Достаем ледобур, сверлим лунку, измеряем глубину — подходяще.

Товарищ берет рыболовный ящик и садится рядом, чтобы машина загораживала его от ветра. Я же сдвигаю сиденье водителя вперед, открываю люк (рис. 1) перед задним сиденьем, опускаю в него трубу и делаю ею отпечаток на льду. Затем ставлю перед передним колесом упор и отъезжаю назад, чтобы отпечаток оказался на метр впереди машины. По центру его сверлю лунку, а затем подаю машину вперед до упора. Лунка, таким образом, оказывается точно под люком. Опускаю в него трубу (рис. 2), которая, во-первых, преграждает путь холодному воздуху в салон, во-вторых, предохраняет лунку от замерзания. Теперь можно опустить кормушку и готовить снасти. Здесь удобнее пользоваться удочкой со сторожком — сидишь в удобной позе, он перед глазами. Ложных сигналов сторожка при порывах ветра нет, потому что леска защищена от него трубой.

Можно, конечно, ловить и удочкой с поплавком, который любят многие рыболовы. (И есть за что: такое удовольствие видеть, как подрагивает, медленно всплывает и ложится поплавок! Товарищ признавался как-то, что перед первым выездом на зимнюю рыбалку, ночь почти не спит — перед глазами все время всплывающий и даже выпрыгивающий поплавок.) Следить за поплавком в лунке сверху не очень удобно, да и света мало. Его будет больше, если трубу сделать из прозрачного материала вроде органического стекла.

В машине долго сохраняется тепло (если, конечно, нет щелей по дверям), поэтому ни рукавицы, ни тулуп не нужны, достаточно куртки. А это значит — тебе легко и удобно, не устаешь от тяжести на плечах.

Когда в салоне становится холодно, можно обогреть его, пустив двигатель и включив вентилятор отопителя. При этом, однако, надо сразу определить, не попадают ли отработавшие газы в салон. Если чувствуется их запах, придется переставить машину. Это лучше учитывать заранее.

Когда хочется перекусить, ставлю складной столик на спинку сиденья, сдвинутого вперед, и приглашаю товарища. Здесь в тепле под звуки хорошей музыки ну оч-ч-чень приятно посидеть, когда снаружи ветер пронизывает до костей, заставляя рыболовов сворачиваться в комок. В общем, любители зимней рыбалки оценят преимущества моего положения.

Тем, кто хочет сделать такой люк в днище (см. рис. 1), расскажу о его устройстве подробнее.

В левом углублении перед задним сиденьем, «под ногами пассажира» (для тех, кто привык держать удочку в левой руке — в правом), снимаем коврик и размечаем отверстие диаметром 250–300 мм (диаметры ледобуров — 120–180 мм, запас обеспечивает достаточное совпадение люка и лунки). Люк вырезаем ножницами или высверливаем дрелью по периметру сверлом диаметром 4–5 мм с последующей обработкой полукруглым напильником или абразивным кругом.

Для сохранения жесткости этого участка пола приклепываем или приворачиваем болтами усиливающее кольцо (его можно вырезать и не из целого куска металла). Люк закрываем крышкой с помощью винтов или иным способом, но чтобы под ногами пассажира сильно не выступали элементы крепления.

Все детали защищаем от коррозии краской, мастикой, «Мовилем» или другими материалами. В общем, работа несложная, доступная тем, кто владеет слесарным инструментом.

Если рыбалить из машины понравится, можно вырезать второй люк перед задним сиденьем справа.

Хорошего клева вам! Или, как говорят рыболовы, ни хвоста, ни чешуи!

P. S. Предвижу, что среди читателей есть рыболовы, которым нередко попадаются «настоящие» лещи — по 2 кг и более, не пролезающие в лунку среднего диаметра. Их вытаскивают обычно, расширяя лунку пешней или ледобуром, когда товарищ удерживает рыбу багориком. Как лучше поступать в таких случаях, если ловишь из машины, не знаю, потому что в наших местах такие лещи не попадались.

Рисунок Константина Янситова.

Рис. 1. Люк: 1 — крышка; 2 — днище автомобиля;

3 — резиновый уплотнитель; 4 — усиливающее кольцо;

Лючок в запорожце

8 фактов о «Запорожцах»

В день «рождения» «горбатого» мы нашли несколько интересных фактов об автомобилях «Запорожец».

1. Практичность «Запорожца» позволяла достаточно оперативно и без больших затруднений устранять некоторые поломки и повреждения. Например, заднее и лобовое стекло были идентичными и взаимозаменяемыми: в случае повреждения переднего стекла, можно было на время установить вместо него заднее.

2. Как и некоторые другие советские автомобильные заводы, «ЗАЗ» наладил производство экспортных моделей для стран третьего мира. Существовала даже праворульная версия «Запорожца».

Автомобили «ЗАЗ-968». Фото:Владимир Акимов /РИА Новости www.ria.ru

3. В наши дни у многих «Запорожец» ассоциируется прежде всего с «инвалидками» — специальными комплектациями автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Что не удивительно: к концу восьмидесятых модели, производимые ЗАЗом, в значительной степени устарели и утратили свою популярность. Но, в то же время, долгие годы в СССР только этот завод производил автомобили для инвалидов, поэтому «Запорожцы» к концу XX века заняли именно эту узкую нишу.

4. По разным современным оценкам, «Запорожец» стоил в два раза дешевле автомобилей, производимых в Тольятти, и в три раза дешевле горьковской «Волги». Его стоимость составляла примерно 1 800 послереформенных рублей и, по полушуточной легенде, определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

5. Исходя из средней зарплаты в СССР начале 60-х годов, на «Запорожец» можно было накопить за полтора — два года. Если, конечно, выделять на эти цели все заработанные деньги.

6. Один из прототипов «Запорожца», разработанный в середине 50-х и получивший название «Белка», имел интересную особенность: вместо открывающихся дверей он обладал откидным передом кузова. Такая конструкция оказалась не слишком безопасной и была отвергнута. Однако нечто подобное сейчас можно наблюдать в некоторых концепт-карах.

7. Пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 мог обнаружить у себя под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и наслаждаться зимней рыбалкой, не выходя из машины.

ЗАЗ-968 «Запорожец». Фото:Алексей Филиппов /ИТАР-ТАСС

8. Продукция Запорожского завода никогда не избегала ироничных прозвищ, которые укоренились в народе и известны до сих пор: модель 965 превратилась в «горбатый», воздухозаборники ЗАЗ-966 сделали его «ушастым», а когда в комплектации ЗАЗ-968М их не оказалось, она была прозвана «мыльницей».

Предлагаем к вашему вниманию топ — 4 самых крутых ответов на вопрос: «Зачем люк в днище «Запорожца»? Первое место занимает ведущий американского телешоу, который считает, что люк в днище «Запорожца» предназначен для рыбной ловли в зимних условиях. Возможно, Задорнов сказал бы, что они все тупые, и выдвинул свою теорию.
Но связаться с великим сатириком и узнать его мнение у нас не получилось. Второе место занимает товарищ, который захотел оставаться инкогнито. «Возможно, что при сборке внутренних элементов в кузов попадали детали и, чтобы не собирать по всему днищу, их сбрасывали в люк. Но это подставная версия. На самом деле «Запорожец» предназначался для спецслужб и разрабатывался как стратегическое транспортное средство для секретных агентов. Вы видели, как в шпионских фильмах во время погони из автомобиля высыпаются гвозди или выливается масло. В бардачке у шпиона всегда были гвозди и, если что, он сбрасывал их через люк. Также агентам очень часто нужно вести наблюдение и оставаться незамеченным. На случай, если сильно «приспичит», агент всегда сможет опорожниться в специальное отверстие, при этом не покидая пост». Третью версию подсказал нам человек из мафии. Мы уже упоминали о том, что часть автомобилей улучшенной комплектации отправлялась за границу. «Существует теория, что в разработке «Запорожца» участвовала мафия. Если при переправке крупной партии героина «копы накрывают «дельца», то товар можно сбросить в люк, тем самым обеспечив себе алиби». Четвертую версию нам никто не выдвигал — это наш вариант. Люк этот на самом деле не один. В «Запорожце» есть и другие люки, причем в разных моделях разное количество. Мы думаем, что у них сугубо технологическое назначение. К примеру, при изготовлении корпуса в этот люк сливался грунт, которым обрабатывали автомобиль.

Читайте также  Какой брус использовать для лаг пола?

«Запорожец» не сдается почти 60 лет

Самый доступный автомобиль Советского Союза — «Запорожец» — отмечает день рождения. Эту машину не назовешь легендой, но поклонники есть и у нее. Владельцы старых ЗАЗов рассказали, до какой скорости можно разогнать авто, какие есть хитрости в управлении и зачем нужен таинственной люк в днище.

Завод «Коммунар» (позже переименованный в «Запорожский автомобилестроительный завод») на Украине выпустил первую промышленную партию «Запорожцев» 22 ноября 1960 года. Производство длилось до 1994 года, на дороги за это время вышли порядка 3,5 миллиона машин.

Главное отличие «Запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя сзади, что в 1950-1960 годы было трендом в мировом автомобилестроении. Первое поколение ЗАЗ-965 прозвали «горбатыми» за характерную форму кузова. Второе — ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — называли «ушастым» или «чебурашкой» из-за конструкции воздухоуловителей. Следующая модификация ЗАЗ-968М, лишившись «ушей», стала «мыльницей» или «эмкой».

Фото: © предоставлено Владом Паровенко

Поклонники «жужиков»

Новосибирец Павел Тагильцев ежедневно проезжает около 50 километров от дома до учебы на своем белом «Запорожце», которому уже 28 лет. Это ЗАЗ-968М — представитель самой массовой модели марки, которых с конвейера сошло около 1 миллиона экземпляров.

«Любовь к марке возникла с детства. Я вокруг него учился ходить. Дедушка с него начинал, потом отец пересел, а потом уже сам», — вспоминает молодой человек. Эта машина — третья в коллекции. Остальные стоят в гараже.

Другой поклонник «Запорожцев» Влад Паровенко свой экземпляр лимонного цвета 1979 года выпуска поставил в гараж на зимовку. Его он ласково называет «жужиком». Отношения с маркой начались в 2010 году.

«Приобретал автомобиль, чтобы научиться ездить, такой, чтобы было не жалко поцарапать, и прикипел к нему. Потом покупал другие «жужики», ремонтировал, продавал, снова покупал, но первый — самый лучший», — отмечает автолюбитель.

По его словам, сейчас люди в основном берут «Запорожцы», чтобы их доламывать. Некоторые устраивают гонки — дрифт по льду или «на выживание», когда машины бьются друг с другом.

Он считает, что в Новосибирске достаточно много поклонников машины, но активно общаются между собой всего пять-восемь человек. Активные сообщества есть в Приморье, Санкт-Петербурге, на Украине и даже в Германии, где в клубе состоит 180 машин — и все они в идеальном состоянии.

До 130 километров в час

«Запорожец» — единственная советская легковая машина, на которой двигатель установлен позади салона. «Преимущества заднего двигателя — лучше сцепление с дорогой, а значит, и проходимость», — говорит Павел Тагильцев.

«Попробуйте покрутить руль. Преимущество заднего двигателя в том, что не нужен гидроусилитель руля, в другую русскую машину сядете, например «семерку», и начинаете качать руки», — добавляет Влад Паровенко.Как «Волга» ГАЗ-21 доехала до наших дней

По документам, ресурс двигателя «Запорожца» — 60 тысяч километров, потом он начинает сыпаться. Павел признается, что на своей машине сменил уже четвертый двигатель, но с опытом начал понимать, как и что на нем нужно регулировать, поэтому и ресурс может быть продлен.

Он рассказывает, что на прошлом агрегате выжимал 130 километров в час, но его «надо доделывать, чтобы комфортно было ехать», а сейчас ездит со скоростью в 90 километров в час.

«По документам у них — 110-120 километров в час. Вот мы обсуждаем, в документах написаны разные лошадиные силы, хотя заводской стандарт — 40 лошадиных сил», — замечает Влад.

«Кругом больные места, двигатель перегрева боится, подвеска — километров 600 и ее надо подтягивать. Печка — это просто одна головная боль», — перечисляет проблемы «Запорожцев» Павел. Однако у капризной печки есть и достоинства.

«Она бензиновая, отдельно работает, потому ее и все любят. Можно поставить машину, рыбачить, а печка будет просто бензин сосать и давать тепло, не надо двигатель заводить, как на японских машинах», — отмечает Паровенко.

По словам автолюбителей, регулярные траты в обслуживании «жужиков» идут только на самое простое масло и 92-й бензин. «Знаю хозяина, который заливает отработанное масло с КамАЗа в свой «Запорожец», и тот чувствует себя прекрасно», — рассказывает Влад.

Расход топлива зависит от настройки карбюратора. У Павла летом — это около восьми литров, зимой — десять литров.

«Стиль управления — надо чуть больше газу давать, быть внимательным при боковом ветре, так как перед легкий. При рулежке, где колея, сильно кидает, приходится ловить», — описал он поведение машины на дороге.

Таинственный люк

Влад и Павел — сторонники того, чтобы сохранять в машинах оригинальные детали. «Вот кто-то стекла тонирует. Зачем это? Я понял, что все это колхоз, нужно быть максимально аутентичным», — рассуждает Паровенко.

На «Запорожце» Павла только зимой стоит современная шипованная резина, так как он пока не нашел советскую «Снежинку», но летом меняет ее на родную. Редкие элементы — это декор: зеркала, ручки, шильдики — их ищут на разборах, по знакомым и на форумах, а некоторые детали изготавливают на Украине и в кооперативах в Санкт-Петербурге, например, в последнем Тагильцев покупал ремкомплект для карбюратора.

Из интересных особенностей марки поклонники обращают внимание на угловую, удобную форточку и расцветку «Запорожцев» — все они очень яркие, черные выпускали только для экспорта.

Есть у «Запорожцев» и своя маленькая тайна — это небольшой лючок на дне салона. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и, не выходя, наслаждаться зимней рыбалкой.

Молодые люди замечают, что в технической документации о нем ничего не сказано. Они предполагают, что он был нужен для какой-то спецоперации при производстве — возможно, так красили машины: их окунали в краску, а через отверстие уходили остатки.

В советские годы в «Запорожце» привлекало то, что он стоил примерно 1,8 тысячи рублей — это в два раза дешевле автомобилей ВАЗа и в три раза дешевле «Волги». По полушуточной легенде, цена определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

Сейчас, по словам Паровенко, можно найти машину и за 7 тысяч рублей, обычно, если у продавца есть проблемы с документами. Есть экземпляры по 15 или 40 тысяч. Но в последнее время цены стали расти.

«Однажды я нашел очень хороший законсервированный экземпляр за 390 тысяч, и я считаю, что он стоит этих денег», — отмечает он.

Читайте также:

ЗАЗ 968 МБ «Алый» › Бортжурнал › Цветной альбом «Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М и его модификации»…

Реальные отзывы владельцев про расход топлива на Заз 968: Ещё давно после того как мне…

andriksus › Блог › Ланос на автомате Достаточно давно появилась тяга к коробке автомату. Все…

ЗАЗ 965 Эффектный романтик › Бортжурнал › В России разрабатывают новый Заз 965 «Горбатый» В…

Renault Scenic › Бортжурнал › Артикулы: ключ-квадрат на 8 сливной пробки двигателя, съемник оригинального масляного…