Что такое псд в строительстве?
Приложение 2. Состав проектно-сметной документации на стадии проекта
Состав
проектно-сметной документации на стадии проекта
1. Проектно-сметная документация автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации включает в себя:
— исходные требования на разработку конструкторской документации.
2. Проектные решения должны состоять из пояснительной записки и основных чертежей.
2.1. Пояснительная записка должна содержать:
— основание для разработки проекта (задание на проектирование, протоколы, письма и т.д.);
— исходные данные для проектирования (полученные чертежи с указанием сопроводительных документов и разработчика);
— перечень нормативно-технических документов, в соответствии с которыми разработан проект;
— сведения о дополнительных согласованиях проектных решений;
— краткую характеристику объекта (сооружения);
— сведения о пусковых комплексах;
— принятые основные проектные решения (тип установки, вид огнетушащего вещества, источники водоснабжения, пеноснабжения, электроснабжения, интенсивность орошения или огнетушащая концентрация, тип пожарных извещателей и др.) и их обоснование;
— результаты расчетов численности профессионально-квалификационного состава обслуживающего персонала;
— сведения об использованных в проекте изобретениях;
— оценку технико-экономического уровня проектных решений (снижение металлоемкости, трудоемкости, кабельной продукции с медными жилами, стоимости строительно-монтажных работ);
— перечни типовых и повторно применяемых экономичных проектов с краткой характеристикой этих проектов;
— сведения о принципе работы установки;
— основные требования техники безопасности.
Примечание. Содержание пояснительной записки, в зависимости от особенностей защищаемого объекта, допускается уточнять.
2.2. Основные чертежи должны отражать принятые основные проектные решения и включать в себя:
— выкопировку из генплана или ситуационный план с расположением сооружений и помещений установок пожаротушения, защищаемых зданий, сооружений, с нанесением наружных трасс трубопроводов;
— схемы электрогидравлическую, электропневматическую структурную или функциональную АСПТ (при необходимости);
— схему электрическую общую АСПС (при необходимости);
— планы помещений станций пожаротушения, узлов управления (при необходимости);
— планы защищаемых зданий, сооружений и помещений со сложными разводками трубопроводов, кабельных проводок (при необходимости);
— узлы нетиповых решений (при высоте защищаемых помещений более 20 м, локальном тушении уникальных установок и др.
Примечание. При наличии проекта-аналога и по согласованию с заказчиком чертежи проектных решений допускается не выполнять.
2.3. Ведомости составляются применительно к форме спецификаций оборудования, устанавливаемой ГОСТ 21.110-95, на серийно изготавливаемое оборудование, включая общезаводское, приборы, арматуру, кабельные и другие изделия серийного производства и нестандартизированное оборудование.
2.4. Сметная документация должна состоять из:
— локальных сметных расчетов;
— сметы на проектные работы;
— ведомости сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;
— сводки сметных расчетов.
2.5. Исходные требования на разработку конструкторской документации должны содержать чертежи общих видов нетиповых конструкций, оборудования и технические требования к ним.
> Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС без выделения утверждаемой части (на субподряде) |
Содержание Методические рекомендации «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Состав сметной документации и требования к ее оформлению
II. Состав сметной документации и требования
к ее оформлению
25. В составе сметной документации разрабатываются следующие сметные расчеты:
а) сводка затрат (при необходимости);
б) сводный сметный расчет стоимости строительства;
в) объектные сметные расчеты (сметы);
г) локальные сметные расчеты (сметы);
д) сметные расчеты на отдельные виды затрат.
26. Сметные расчеты разрабатываются по рекомендуемым образцам, приведенным в Приложениях N 2 — 7 к Методике.
27. К сметной документации прилагаются и являются ее неотъемлемыми частями:
а) пояснительная записка;
б) ведомости объемов работ;
в) обосновывающие документы.
28. Выполнение расчетов и оформление сметной документации производится согласно документам в области стандартизации, устанавливающим основные требования к проектной документации, разрабатываемым в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 27, ст. 4229, а также с учетом требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 783/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2017 г., регистрационный N 47947).
29. Каждому сметному расчету присваивается шифр, содержащий буквенное обозначение и номер.
Буквенное обозначение отражает вид сметного расчета (сметы):
а) СР — сметный расчет на отдельные виды затрат;
б) ЛСР (ЛС) — локальный сметный расчет (смета);
в) ОСР (ОС) — объектный сметный расчет (смета);
г) ССРСС — сводный сметный расчет стоимости строительства.
Сквозная нумерация сметных расчетов на отдельные виды затрат производится целыми числами в порядке их включения в сметную документацию. Например, СР-1.
30. Номер локального сметного расчета (сметы) содержит три группы цифр: первые две группы цифр соответствуют номеру объектного сметного расчета (сметы), третья группа цифр — порядковому номеру локального сметного расчета (сметы) в объектном сметном расчете (смете). Например, ЛС-02-01-01.
31. Номер объектного сметного расчета (сметы) содержит две группы цифр: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры — порядковому номеру строки в главе сводного сметного расчета стоимости строительства. Например, ОС-02-01.
32. Сводный сметный расчет стоимости строительства содержит буквенное обозначение — ССРСС. В случае, когда подготовка проектной документации по инициативе заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, сводному сметному расчету стоимости строительства присваивается также номер этапа строительства.
33. Сводке затрат не присваиваются буквенное обозначение и порядковый номер.
34. Нумерация локальных и объектных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат может быть дополнена группой цифр, соответствующих номеру этапа строительства.
35. Сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.
36. Локальные сметные расчеты (сметы) разрабатываются на конструктивные решения и (или) комплексы (виды) работ в соответствии с технологической последовательностью выполнения работ и с учетом условий их выполнения.
37. При составлении локальных сметных расчетов (смет) детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства.
38. Сметные расчеты на отдельные виды затрат разрабатываются для определения стоимости затрат, не учтенных сметными нормативами, единичными расценками, составляющими единичных расценок, сметными ценами строительных ресурсов.
39. Объектные сметные расчеты (сметы) разрабатываются на отдельные объекты капитального строительства и включают итоговые стоимостные показатели локальных сметных расчетов (смет).
В случае, если сметная стоимость объекта капитального строительства определена по одному локальному сметному расчету (смете), то объектный сметный расчет (смета) может не разрабатываться.
40. Сводный сметный расчет стоимости строительства разрабатывается на объект строительства и (или) этап строительства на основании итоговых стоимостных показателей объектных и (или) локальных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат.
41. Сводка затрат разрабатывается, когда в проектной документации на строительство объектов производственного назначения предусматривается строительство объектов непроизводственного назначения, а также при подготовке проектной документации применительно к отдельным этапам строительства. Рекомендуемый образец сводки затрат приведен в Приложении N 7 к Методике.
42. Результаты вычислений (построчные) и итоговые данные в локальных сметных расчетах (сметах), разработанных базисно-индексным методом, приводятся в рублях с округлением до двух знаков после запятой (до копеек), в локальных сметных расчетах (сметах), разработанных ресурсно-индексным и ресурсным методами, а также сметных расчетах на отдельные виды затрат — в рублях с округлением до целых единиц, в объектных сметных расчетах (сметах), сводном сметном расчете стоимости строительства и сводке затрат — в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
Как составить техническое задание на составление сметной документации
Техническое задание на составление сметной документации — это документ, в котором заказчик описывает требования к будущему ПСД и его потенциальному разработчику. Этот документ публикуется вместе с извещением при проведении закупки услуг.
Структура техзадания
Заказчики, осуществляющие закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, обязаны, проводя тендеры, публиковать извещения и пакет документов, описывающих проводимую закупку. В его составе, в том числе, техзадание, где подробно описаны требования к составу закупаемых услуг, их объему и качеству.
Не является исключением и закупка услуг по разработке ПСД, при проведении которой заказчик вынужден публиковать техническое задание на разработку проектно-сметной документации в составе тендерного пакета документов.
Составляя техзадание на разработку проектно-сметной документации, заказчик не обязан придерживаться какой-либо четкой структуры, но в документе, как правило, прописываются:
- название объекта, его адрес и характеристика основных показателей;
- вид строительства, для которого предстоит составить ПСД;
- срок разработки;
- требования к исполнителю и результатам оказания услуг;
- гарантийные обязательства.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие требования предъявляются к проектно-сметной документации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Разрабатывая техническое задание на выполнение сметной документации, важно опираться на нормативную базу, в том числе на действующие ГОСТы, СНИПы и иные документы. В тексте техзадания необходимо перечислить нормативные акты, регулирующие этот вопрос. Например, следует учитывать приказ № 421/пр от 04.08.2020, который разработал Минстрой, техническое задание на разработку сметных документов составляется на его основе.
Алгоритм составления техзадания на ПСД
Нормативно не урегулирован конкретный порядок, в котором обязан действовать заказчик, составляя техническое задание на сметную документацию или любое другое техзадание. Этот порядок заказчики определяют самостоятельно внутренними распоряжениями.
Общая логика составления техзадания следующая:
Шаг 1. Определиться, какие работы необходимы заказчику. Проектировать и осметчивать имеет смысл какие-то конкретные работы.
Шаг 2. Определить сотрудника, ответственного за составление техзадания. Доверить техническое задание на составление сметы следует профильному сотруднику, имеющему специальные компетенции в данном виде работ и представления о том, что такое ПСД.
Шаг 3. Сотрудник или целое подразделение, которому доверено составление ТЗ, изучает объект, на котором предполагается проводить работы, имеющиеся документы по этому объекту и нормативную базу по требуемому виду работ и ПСД по нему.
Шаг 4. Внимательно ознакомившись с исходными данными, ответственный сотрудник составляет техническое задание на разработку ПСД, описывая в нем всю необходимую информацию о требуемой услуге, объекте, на котором предстоит проводить спроектированные и отмеченные работы, и прочие важные условия.
Образец технического задания на разработку сметной документации:
выполнение проектной и сметной документации по капитальному ремонту здания МУ «Тихвинский районный дом культуры»
Перечень требований заказчика к проекту и его технико-экономическим показателям
Исходные данные, содержание требований по разработке разделов проекта, составу, оформлению и согласованию проектной документации
Основание и основные исходные данные для проектирования
— Муниципальная программа «Развитие сферы культуры Тихвинского городского поселения».
2. Исходные данные:
2.1. Технический паспорт на здание.
2.2. Выкопировка из генплана.
2.3. Техническое заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций, шифр 20.09.18-ТЗ.
2.4. Обмерные чертежи.
Администрация Тихвинского района.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Бюджет Тихвинского городского поселения.
Требования к выполнению проектных работ
В один этап. Продолжительность капитального ремонта определить проектом в соответствии с нормативными документами.
Выполнить комплексное техническое обследование строительных конструкций и инженерных сетей в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Документацию на капитальный ремонт разрабатывать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 2013 г. «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации», а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, строительными и иными нормами и правилами, включая территориальные строительные нормы, СНиПы, ГОСТы, ВСН и т. д.
Требования о необходимости выполнения инженерно-геологических, топографо-геодезических гидрологических и экологических изысканий
Назначение здания и его характеристики
Трехэтажное нежилое здание (дом культуры на 501 место), год постройки — 1953, площадь здания — 2026,19 м², объем здания —18 599 м³;
фундамент — бутовый, ленточный;
стены и перегородки — кирпичные;
перекрытие — сборное, ж/б плиты, монолитное ж/б по металлическим балкам;
покрытие — сборное, ж/б плиты;
покрытие кровли — мягкая рулонная совмещенная с утеплителем из ячеистого бетона;
полы — деревянные окрашенные, паркетные, линолеум;
стены и потолки — оштукатуренные окрашенные.
Категория надежности электроснабжения — 2.
Основным источником электроснабжения является подстанция ТП № 93, стоящая на балансе филиала АО «ЛОЭСК» «Восточные электрические сети».
Резервное электроснабжение от ТП № 32.
Питание электроприемников осуществляется от сети 380/220 В/50 Гц с системой заземления TN-C, на вводе контур заземления отсутствует.
Отопление — расчетные тепловые нагрузки и параметры теплоносителя.
Отопление — Q = 0.199081 Гкал/час.
Суммарная тепловая нагрузка здания — Q = 0,200911.
Установлено АИТП с системой погодного и часового регулирования. Теплоснабжение осуществляется по зависимой схеме с циркуляционными насосами.
Требования к разработке сметной документации
Сметная документация должна быть разработана на основании Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр) в базовых ценах ТСНБ-ЛО-2001 в редакции 2014 г., внесенных в федеральный реестр сметных нормативов с пересчетом в текущие цены индексами, рекомендованными Минрегион России на момент составления сметной документации на комплекс работ. Сводный сметный расчет предоставить в двух уровнях цен: базисном и текущем.
Локальные сметы должны быть составлены по разделам проектной документации (АР, КР, ЭО, ЭС, ВК, ОВ и т. д.), локальные сметы по общестроительным работам должны быть составлены отдельно по видам работ: фасад, кровли, концертный зал со сценой, 1 этаж с лестничными клетками, 2 этаж, подвал и т. д.
Требования о необходимости выполнения согласований
Проектную документацию согласовать с заказчиком, с ресурсоснабжающими организациями (ПАО «Ростелеком», ГУП «Водоканал Ленинградской области», Производственное управление Тихвинского района, Тихвинский район эксплуатации филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области, филиал АО «ЛОЭСК» «Восточные электрические сети», ООО «РКС-энерго»).
Требования к составу и содержанию проектной документации
Проектная документация выполняется в соответствии с утвержденным постановлением правительства РФ от 16.02.2008 № 87, Градостроительным кодексом и другими действующими нормативно-правовыми документами.
До получения положительного заключения государственной экспертизы предусмотреть внесение изменений в ПД в случае изменений нормативных документов.
Проектная документация выполняется в объеме, необходимом для выполнения капитального ремонта здания.
Работы должны выполняться только лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных статьей 78 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017). Членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
Сроки выполнения работ:
Сроки выполнения работ:
Требования к оформлению и комплектованию проекта
Исполнитель передает по доверенности Заказчика проектную и сметную документации в ГАУ «Леноболгосэкспертиза», оформленные в соответствии с рекомендациями ГАУ «Леноблгосэкспертиза» по формированию комплекта электронных документов, предоставляемых на государственную экспертизу проектной документации.
По завершении проектирования в установленные сроки работ по муниципальному контракту Подрядчик передает по накладной Заказчику полный комплект проектной и сметной документаций, откорректированные по замечаниям ГАУ «Леноблгосэкспертиза», в количестве 3 экземпляров в сброшюрованном виде; 3 экземпляра — в электронной форме (первый экз.: текстовая часть — Word, сметная документация — АРПС 1.10, .gsf, графическая часть — dwg.; второй экз.: в формате .pdf, .xlsx, заверенный электронными подписями; третий экз.: в формате .pdf, сканы, заверенные ПД с печатями и подписями).
Требования о необходимости осуществления авторского надзора
Обязательно осуществление авторского надзора за строительством в соответствии с СП11-110-99. Оплата по отдельному договору в размере 0,2% от стоимости строительно-монтажных работ.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
С 19.01.2021 согласовываем проектную документацию с исполкомом
Совмин постановлением № 726 изменил и дополнил ряд постановлений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Градостроительные проекты, проектная документация
С 19.01.2021 вступают в силу изменения и дополнения, связанные с порядком разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации (далее – ПД), утвержденным постановлением № 1476 (далее – Положение № 1476).
Усилятся меры по защите недвижимых материальных историко-культурных ценностей, которые находятся в границах (на территории) проектирования :
– при разработке градостроительных проектов общего планирования должны быть предусмотрены мероприятия по разработке проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если соответствующие проекты не утверждены;
– в период разработки градостроительной документации детального планирования должно быть обеспечено установление зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, режимов содержания и использования при их отсутствии.
На заметку
Выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях возможно только после получения разрешения Минкультуры .
Установлено, что на интернет-сайтах местных Советов депутатов базового территориального уровня, местных исполкомов обязательно должны быть размещены :
– градостроительные проекты (утверждаемая часть);
– решение об утверждении градостроительных проектов;
– графические материалы, за исключением материалов, которые содержат служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты.
Определено, что не требуется разрешительная документация местного исполкома в отношении проектной документации на капитальный ремонт и техническую модернизацию объектов .
Внимание!
Данное правило введено Декретом № 7 с 26.02.2018. Норма приведена в соответствие с документом .
Установлено, что в проектной документации необходимо приводить указания по производству СМР, а также делать ссылки на ТНПА, специальные технические условия (при их наличии), расчеты, результаты исследований и испытаний по определению прочностных и пожаротехнических характеристик и других показателей, которые применялись при разработке ПД .
На заметку
Это необходимо в целях подтверждения соответствия принятых проектных решений установленным требованиям безопасности и обоснования принятых проектных решений .
Заключение госэкспертизы по ПД утрачивает силу, если производство СМР на объектах строительства не начато в течение 2 лет после его получения . При наличии такой неактуальной ПД заказчику, застройщику необходимо будет по выбору :
– разработать ПД на строительство объекта в порядке, установленном для впервые проектируемых объектов;
– внести изменения в разработанную ПД в части приведения ее в соответствие с требованиями НПА, в том числе обязательных для соблюдения ТНПА.
На заметку
В последнем случае заказчик, застройщик должен обеспечить внесение изменений в разработанную предпроектную (предынвестиционную) документацию, ранее полученную разрешительную документацию и исходные данные по объекту. Внесение изменений подлежат утверждению в установленном порядке .
Изменен порядок согласования ПД. После разработки, а также до прохождения госэкпертиз и утверждения ПД необходимо согласовать с уполномоченным структурным подразделением местного исполкома. Цель – оценить соответствие разработанной ПД требованиям утвержденной градостроительной документации, а также выданной разрешительной документации. До 19.01.2021 такое согласование не требуется .
Расширен перечень случаев, когда внесение изменений в утвержденную ПД подлежит утверждению. Помимо перечисленных в Законе об архитектурной деятельности, к таким случаям относятся изменения функционального назначения объекта или его части, изменение проектной мощности, вместимости объекта и прочие .
Скорректирована норма, касающаяся замены разрешительного порядка производства СМР на уведомительный, который ранее был введен нормами Декрета № 7 .
Уточнен порядок утверждения и согласования ПД при финансировании строительства с привлечением бюджетных и иных приравненных средств. Установлено, что ПД утверждается заказчиком, застройщиком по согласованию с определенными органами. Например, с районными, городскими исполкомами – при финансировании объекта за счет средств районных (городских) бюджетов .
Госэкспертиза
С 19.01.2021 вносятся также изменения в Положение о порядке проведения госэкспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением № 791 (далее – Положение № 791).
В соответствии с Указом № 26 скорректирована норма, позволяющая не проводить госэкспертизу ПД на каждый пусковой комплекс, если ПД прошла госэкспертизу и утверждена в установленном порядке . Вместе с тем установлено, что госэкспертиза на пусковые комплексы также не проводится в случаях их выделения, исключения, изменения количества разработчиком ПД по заданию заказчика, застройщика из состава архитектурного проекта или строительного проекта при одностадийном проектировании.
На заметку
До 19.01.2021 предусмотрен лишь случай выделения пускового комплекса .
Изменена сметная стоимость строительства ПД на капитальный ремонт объектов 1–5-го классов сложности, ПД иных видов строительства для объектов 2–5-го классов сложности, в отношении которой дочерние РУП «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску в соответствии с территориальным расположением объекта являются исполнителями госэкспертизы .
Установлено, что повторная госэкспертиза ПД с внесенными изменениями проводится лишь в отношении измененных проектных решений .
На заметку
До 19.01.2021 повторная госэкспертиза проводится в порядке, установленном для вновь разработанной документации .
Если же необходимо изменить утвержденную ПД по объекту, который находится в стадии строительства, заключение госэкспертизы, выданное с учетом рассмотрения (при необходимости) проектных решений, которые содержатся в строительном проекте, – основание для повторного утверждения ПД . Данное правило существовало и ранее . При этом исключена норма, согласно которой заявитель (юрлицо или ИП) обязан представлять в этом случае пояснительную записку с информацией о степени завершенности объекта строительства, характеристикой и обоснованием проектных решений, выполненных с отступлением от утвержденной ПД, сопоставительные ведомости изменения проектных решений и изменения сметной стоимости с приложением документов, на основании которых внесены изменения .
Внимание!
Исключение нормы о представлении необходимых документов не исключило обязанность их представить, поскольку она закреплена в едином перечне административных процедур. С 19.01.2021 такие документы необходимо представить при повторной госэкспертизе (не только при необходимости внесения изменений в утвержденную ПД по объектам, находящимися в стадии строительства) .
Расширены требования, на соответствие которым проводится основная оценка соответствия. В частности, при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, помимо прочего, необходимо соблюдать и выполнять требования строительных норм .
Изменен перечень ПД на объекты строительства, госэкспертиза которой не является обязательной (объекты финансируются без привлечения бюджетных средств). Установлено, что к таким документам относится смета (сметная документация), разработанная в составе ПД (за исключением жилых домов) .
На заметку
До 19.01.2021 не является обязательной госэкспертиза сметы (сметной документации) на ремонт, реконструкцию трубопроводов тепловых, водопроводных и канализационных сетей по существующим трассам с применением современных материалов .
Уточнены задачи и функции Минстройархитектуры
С 19.12.2020 произошли некоторые изменения в деятельности Минстройархитектуры согласно постановлению № 973 .
Определено два перечня организаций, которые находятся в подчинении (управлении) Минстройархитектуры:
– перечень госорганизаций, подчиненных Минстройархитектуры ;
На заметку
Перечень госорганизаций остался прежним .
– перечень хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минстройархитектуры .
На заметку
Из перечня исключен ряд открытых акционерных обществ: Бобруйский завод крупнопанельного домостроения, Автотрансстрой, Белспецпроект и прочие. Вместе с тем в список включено ОАО «Белмедстекло» .
Помимо указанных организаций в систему Минстройархитектуры входят, как и ранее, организации – участницы холдингов (дочерних компаний холдингов), созданных по решению Минстройархитектуры, управляющей компанией которых является республиканское унитарное предприятие, подчиненное Минстройархитектуры .
Расширен перечень функций Минстройархитектуры, которое, помимо прочего, утверждает СН и СП .
На заметку
В частности, постановлениями № 59, 64, 69, 74 Минстройархитектуры утвердило уже ряд СН.
Уточнено, что к задачам Минстройархитектуры относятся не только разработка и госполитика в области промышленности строительных материалов, но также изделий и конструкций .
Что представляет собой проектно-сметная документация
Любое дело, то ли строительство дома, предприятия или дороги, начало производства новой продукции или вложение инвестиций, начинается с разработки проектно-сметной документации, где оговариваются все моменты производства и стоимость каждого вида работ. Качественное выполнение данной работы ускоряет создание проекта, повышает экономическую выгоду.
Что называют проектно-сметной документацией?
Проектно-сметная документация – это пакет документов, который обосновывает целесообразность рекомендуемой программы, пути её реализации. С помощью этой документации специалисты могут вникнуть в суть задуманного, что позволяет увидеть пути его воплощения в жизнь.
При подготовке этого пакета руководствуются законодательными нормативами, предусмотренными для данного вида проектов.
Разрабатывая проектно-сметную документацию, за основу берут технические и экономические обоснования, а также бизнес-план, который составляют по итогам подготовительного этапа.
Работу по изготовлению данной документации может проводиться в одну, две или три стадии, в зависимости от многосложности проекта. Выполняться она может как юридическим, так и физическим лицом. Но при лицензировании большое внимание уделяется уровню квалификации, поэтому чаще лицензии получают специализированные проектные организации.
Подготовительные работы к составлению проектно-сметной документации
От правильности, чёткости и согласованности проекта зависит то, какого качества будет итог проделанной работы. Будут ли соблюдены сроки его выполнения, реально ли войти в пределы отпущенного финансирования.
Составление проектно-сметной документации – важная, разносторонняя и ответственная работа. От уровня профессионализма её проведения зависит то, с какой эффективностью, технологичностью и простотой реализуется проект, для которого она изготавливается.
Для выполнения проектно-сметной документации между заказчиками и исполнителями заключаются контракты, согласно которым заказчик предоставляет необходимую информацию и задание на проведение проектирования. Его он может изготовить сам или перепоручить исполнителю.
При подготовке задания на строительство заказчик должен обратиться в управление архитектуры для получения технических условий, которые представляют ряд требований к будущему строению в плане обеспечения водоснабжением и газоснабжением, канализацией, наружным освещением, пожарной охраной и так далее.
Исполнитель, в свою очередь, должен качественно подготовить пакет документов, учитывая всю полученную от заказчика информацию о проектируемом объекте.
О составе проектно-сметной документации
Проектно-сметная документация на строительство, согласно действующему законодательству, разделена на два раздела: проектную и рабочую документацию.
1. Проектная документация содержит в себе информацию, которая является определяющей для архитектурных, функционально-технологических, инженерно-технических и конструктивных решений, обеспечивающих процесс изготовления, производства продукции или строительства, предусмотренных проектом. В случае многоэтапного проекта документация разрабатывается для каждого этапа. Этот пакет документов подаётся для проверки и получения экспертной оценки.
2. Рабочая документация подготавливается, когда проектная документация уже находится у экспертов, это позволяет своевременно учитывать все замечания при разработке этих документов, которые являются регламентирующими при выполнении строительных и монтажных работ.
В состав проектно-сметной документации также входит набор необходимых смет.
Разрешение на строительство
Документом, узакониваемым строительство, является разрешение. Оно подтверждает, что проектно-сметная документация соответствует градостроительному плану данной территории и предоставляет исполнителю право на проведение работ.
ПДС, подаваемая на получение разрешения, должна включать в себя и результаты проведённой экспертизы с положительным заключением.
В некоторых случаях для получения разрешения экспертиза не требуется:
1. При подготовке к строительству индивидуального жилья не более трёх этажей.
2. При разработке проекта строительства жилого дома, который будет иметь не более трёх этажей, состоять из менее десяти блоков, в каждом из которых сможет расселиться одна семья.
3. Для строительства многоквартирных домов, не выше трёх этажей, состоящих из четырёх или менее блок-секций, имеющих несколько квартир и подъезды.
Для получения разрешения на выполнение строительных работ для вышеперечисленных построек в органы власти предоставляют план участка земли, где обозначено планируемое размещение будущего объекта.
Инженерные изыскания для разработки проектно-сметной документации
Разработка проектно-сметной документации основывается на информации, полученной в результате проведения инженерно-изыскательских работ.
В ходе их выполнения выясняют состояние рельефа участка, строений, находящихся рядом с местом будущих работ, и остальных элементов плана.
Также отдельное внимание уделяется состоянию грунта, который будет основанием будущего сооружения, возможности обустройства подземных коммуникаций. Особое внимание уделяется исследованию стойкости грунта на склонах и откосах.
Проведение экспертизы проектно-сметной документации
Проектно-сметная документация, прежде чем попасть в руки строительной организации, должна пройти экспертизу. Это комплекс мероприятий, предусматривающий исследование пакета документов, которые будут использоваться при выполнении строительных работ. Проводится анализ согласно предписаниям нормативных актов, действующих на территории РФ, с целью гарантии безопасности, будущих зданий и сооружений. Также отслеживается качество архитектурного разрешения, обоснованное использование всех необходимых ресурсов.
Для проведения строительных работ в больших масштабах необходимо заключение государственной экспертизы, основанием для которого служит проектно-сметная документация. Если строительство небольшое, то достаточно получить положительный результат негосударственной экспертизы.